Глава 7
Психофизиологические компоненты работоспособности
Работоспособность — потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. В научной литературе это понятие имеет несколько толкований. Работоспособность рассматривается как способность человека выполнять определенную работу на определенном уровне качества и надежности, и как нечто тождественное функциональному состоянию организма (см. гл. 10), и как способность обеспечивать определенный заданный уровень деятельности, эффективность работы (что тождественно понятию производительности труда), и как предельные возможности организма. Такое различение важно с методологической точки зрения, ибо если работоспособность понимать как потенциал работника, то для ее измерения необходимо использовать функциональные нагрузочные пробы. Если под работоспособностью понимать производительность труда, то в данном случае на первый план выступают производственные показатели.
Данное понятие необходимо отличать от понятия «трудоспособность», под которым понимается, главным образом, возможность человека участвовать в трудовой деятельности. Работоспособность является интегральным свойством человека, отражающим различные особенности субъекта деятельности (В. А. Бодров).
Впервые проблема работоспособности стала изучаться великим русским физиологом И.М.Сеченовым, который доказал, что в процессы утомления, развивающиеся при мышечной работе, вовлекаются аппараты центральной нервной системы. В 1902 г. выдающийся немецкий психиатр Э. Крепелин, изучавший проблему утомления, построил так называемую «кривую работы», отражавшую зависимость продуктивности работы от ряда наиболее значимых факторов в течение определенного времени. Он экспериментально показал, что в пределах непродолжительного временного промежутка производительность зависит от следующих факторов: упражнения, утомления, стимуляции, имеющей место в начале и при окончании работы, привыкания к работе и напряжения воли. Причем направленность действия этих факторов различна, и «кривая работы» — интегральный показатель, результирующая действия перечисленных разнонаправленных сил.
Внимание современных исследователей к этой проблеме обусловлено развитием высокотехнологичных отраслей промышленности, транспорта, военного дела, в которых человек нередко трудится на пределе своих психофизиологических возможностей, а поддержание высокой работоспособности является важным условием обеспечения безопасности эксплуатации сложных технических систем. Особые условия труда этих категорий работников создают предпосылки внезапных нарушений работоспособности, иногда сопровождающихся потерей сознания. Например, у летчиков боевой авиации это могут быть нарушения, обусловленные влиянием кислородного голодания (гипоксии), болезнью движения (укачиванием), пилотажными перегрузками, у машинистов поездов — монотонным характером работы.
Сегодня научная актуальность проблемы обусловлена необходимостью разработки системы организационных, медицинских, социально-гигиенических, психологических и экономических мероприятий по поддержанию и коррекции работоспособности человека и составлением долгосрочных прогнозов ее изменения. Решение этих задач невозможно без установления механизмов и закономерностей динамики работоспособности, выработки многомерных критериев ее оценки.
7.1. Виды работоспособности
Специалистами предлагаются несколько классификаций работоспособности. По отношению к решаемой работником задаче можно выделить максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность. В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности, описываемое с помощью соответствующей «кривой» (см. ниже).
Выделяют работоспособность умственную и физическую.
При тяжелых физических нагрузках первично страдают мышцы, а при
умственной — центральная нервная система. Тем не менее, столь прямолинейное
разделение противоречит опыту физиологии и спортивной медицины и поэтому вряд
ли может считаться верным. Ю. Р. Бобков и В.И.Виноградов указывают, что в обоих
видах работоспособности наблюдается много общих моментов. В частности, при
снижении физической работоспособности страдают соответствующие группы клеток
центральной нервной системы.
В физической работоспособности выделяют силовую, выносливую и скоростную. Эти виды работоспособности изучались, главным образом, в сфере спортивной медицины, ибо представители различных видов спорта достигают наивысших результатов в случае тренировки специфичной для определенного вида спорта работоспособности. Например, стайер и спринтер нуждаются: один — в выносливой работоспособности, а другой — в скоростной.
Некоторые авторы выделяют виды работоспособности по характеру преимущественного вовлечения в деятельность органов и анализаторных систем, оцениваемых посредством составления профессиограммы. Например, для работы дефектоскопистов (работников, чья деятельность связана с просмотром большого числа деталей) важно длительное время сохранять способность зрительного различения и оценки элементов проверяемых деталей. Поэтому говорится о зрительной работоспособности, которая в данном случае всецело определяет эффективность выполнения трудовой задачи. Необходимо отметить, что проблема поддержания зрительной работоспособности в настоящее время приобрела особую актуальность в связи с широким распространением на рабочих местах персональных компьютеров.
Вместе с тем ряду авторов (Н.М.Рудный, В.А.Бодров) представляется спорной правомерность применять такое понятие, как «зрительная, двигательная и т.п. работоспособность», так как, по их мнению, «категория работоспособности — интегральное свойство человека, а не характеристика уровня функционирования какой-либо системы организма».
7.2. Стадии работоспособности
Традиционно выделяют следующие стадии работоспособности: врабатываемость, оптимальная работоспособность, компенсируемое и некомпенсируемое утомление, конечный «порыв» (Е.А.Деревянко). Выделение этих стадий основывается, главным образом, на показателях внешней результативности деятельности (рис. 8).
Период врабатываемости (1) — стадия работоспособности, характерная для начала работы, когда работник, если можно так выразиться, «втягивается» в работу, на начальном этапе еще не обеспечивая максимальных показателей в труде.
Стадия оптимальной работоспособности (2) — период, характеризующийся
стабильными максимальными показателями производительности, субъективным
состоянием комфорта. Задача руководителей и специалистов, ответственных за
организацию тру да персонала, состоит в обеспечении максимальной продолжительности
этой стадии.
Период полной компенсации (3) — стадия, на которой начинает развиваться утомление, так как работник уже израсходовал часть психофизиологических ресурсов. Продолжение работы на заданном уровне достигается усилием воли. Причем если в начальный период этой стадии качество работы не страдает, поддержание работоспособности обеспечивается волевой компенсацией, то в дальнейшем в период неустойчивой компенсации (4) — снижается и качество деятельности, когда волевые усилия работника не в состоянии компенсировать расходуемые в процессе деятельности психофизиологические ресурсы. Субъективно на этой стадии формируется чувство усталости.
Конечный «порыв» (5) — стадия, характерная для высокомотивированной работы, на которой волевые усилия позволяют поднять снижающуюся производительность труда.
Прогрессивное снижение продуктивности при продолжении работы (6) — заключительный период.
Более глубокий анализ изменений в функционировании обеспечивающих деятельность физиологических систем позволяет проследить более дифференцированную динамику стадий работоспособности: мобилизации, первичной реакции, гиперкомпенсации, компенсации, субкомпенсации, декомпенсации, срыва. В зависимости от вида труда, индивидуальных особенностей, состояния здоровья, профессиональной подготовленности продолжительность, чередование и степень выраженности отдельных стадий могут меняться в значительных пределах вплоть до выпадения некоторых из них. Соотношение продолжительности стадий работоспособности — один из показателей оптимальности организации процесса деятельности. В идеале развитие у работника стадий декомпенсации и тем более срыва вообще не должно допускаться.
На рис. 8 показаны четыре кривые, обозначенные латинскими цифрами. I — уровень максимальных возможностей; отражает динамику производственного потенциала работника. II — уровень продуктивности деятельности, т.е. реальная производительность труда, измеряемая конкретными показателями. Это и есть собственно «кривая» работоспособности. III — уровень эмоционального напряжения, оцениваемого в относительных единицах. Обращает на себя внимание тот факт, что этот показатель растет вместе с появлением и ростом кривой IV — уровнем утомления. Это соотношение кривых отражает полученные в многочисленных экспериментах факты, говорящие о том, что для компенсации развивающегося утомления (начинающегося с третьей стадии) необходимы усилия эмоционально-волевой регуляции. Только в этом случае (и то до определенного предела — стадий неустойчивой компенсации и прогрессирующего снижения продуктивности) работоспособность может поддерживаться на приемлемом уровне.
Необходимо отметить, что условное «расстояние» между кривыми I и II, а также другими кривыми графика весьма различается для различных специальностей. Скажем, работа бухгалтера в периоды плановой деятельности не связана с экстремальными психоэмоциональными нагрузками, тогда как обычная деятельность, например летчика, протекает в условиях, требующих максимальной работоспособности. Поэтому «цена» снижения работоспособности (как и цена ошибки) различна у этих категорий работников.
В рамках указанных циклов выделяются более мелкие флуктуации работоспособности, обусловленные, главным образом, колебательными изменениями процессов внимания, обмена веществ, которые характерны для любого организма.
7.3. Способы оценки работоспособности
Уровень работоспособности проявляется в комплексе показателей, характеризующих эффективность (производительность, продуктивность) и качество профессиональной деятельности, а также функциональные реакции организма и субъективное состояние работника. И если профессиональные показатели являются внешними (производственными) критериями наличного уровня работоспособности, то функциональные показатели отражают психологическую и физиологическую «цену» деятельности. «Цена» деятельности — эта та степень напряжения функционирования психофизиологических систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, нейрогуморальной, выделительной и др.), которая необходима для достижения заданного уровня эффективности.
Прямые показатели характеризуют эффективность и надежность выполнения профессиональных задач или отдельных действий и операций. В свою очередь прямые показатели работоспособности подразделяются на показатели выполнения реальных профессиональных задач (число обработанных деталей, сшитой одежды и проч.) и так называемых рабочих тестов (В. А. Бодров). Рабочие тесты — это стандартизированные по объему, времени и условиям выполнения рабочие задания, представляющие собой по содержанию отдельные элементы рабочей деятельности (например, тесты на слежение, считывание приборной информации с фотомакетов, прием и передача азбуки Морзе и т.п.).
Косвенные показатели работоспособности делятся на показатели текущего функционального состояния организма и его резервных возможностей. Первые регистрируются объективно в состоянии покоя или в процессе деятельности путем физиологических, психологических, биохимических и других измерений, а также субъективно — с помощью беседы, заполнения анкет, опросников и т. п. (Более подробно об этих методах см. в гл. 2.)
Показатели резервных возможностей организма определяются при проведении функциональных нагрузочных проб, которые характеризуют, в первую очередь, степень напряжения и уровень компенсаторных возможностей различных систем организма, при выполнении дополнительных задач на фоне основной деятельности, введении отказов техники в ходе выполнения задания на тренажере и т. п. В частности, в эксперименте хорошо себя зарекомендовал блок «Резервы» аппаратуры «Физиолог-М», посредством которого на специальном устройстве оператору предъявлялись два типа дополнительных (к основной деятельности) задач. В одном случае это красная, зеленая и желтая лампочки, на загорание которых необходимо реагировать нажатием соответствующих кнопок на выносном пульте. В другом — это комбинация из двух цифр, и оператору нужно ответить на вопрос о четности-нечетности суммы представленных цифр также нажатием соответствующих кнопок.
Иногда встает вопрос о ретроспективной экспертизе уровня работоспособности человека, что бывает необходимо в случае совершения техногенных аварий и катастроф. Примером таких ситуаций является расшифровка так называемых «черных ящиков» после аварий самолетов, на которых регистрируются основные параметры полета и радиообмен летчика с наземными службами управления воздушным движением. Материалы радиообмена подвергаются семантическому (особенности словоупотребления), психолингвистическому (уровень и целенаправленность речевой активности), физиолого-акустическому анализу (темп речи, латентный период речевых ответов и включения тангенты радиопереговорного устройства). Материалы экспертиз позволяют давать заключение о степени сохранности работоспособности оператора.
7.4. Детерминанты работоспособности
Важный практический вопрос — выявление причин и предпосылок, определяющих уровень и устойчивость работоспособности, а также ее динамику. Одними из главных психофизиологических предпосылок снижения работоспособности человека являются неблагоприятные психофизиологические состояния (в частности, утомление, переутомление). Однако, как правило, даже при развитии этих состояний человек за счет волевой регуляции деятельности способен поддерживать работоспособность на приемлемом уровне довольно продолжительное время. Поэтому важно так планировать деятельность персонала, чтобы человек имел возможность посредством механизмов эмоционально-волевой регуляции поддерживать работоспособность на приемлемом уровне.
Работоспособность, как упоминалось, — системное качество, характеризующее субъект труда, уровень которого определяется большим числом факторов, относящихся к особенностям организации работы и самого работника (функциональным состоянием организма и величиной его резервных возможностей; профессиональным опытом и подготовленностью; направленностью личности, т.е. характером и степенью выраженности потребностей, установок и мотивов деятельности и рядом других факторов). Знание и полноценный учет этих факторов позволяет обеспечить поддержание работоспособности сотрудников на оптимальном уровне в течение продолжительного времени. Все факторы, влияющие на работоспособность, можно разделить на физиологические, психологические и профессиональные.
Физиологические детерминанты работоспособности. Выделяют три таких фактора.
Первый фактор — флуктуации параметров функционирования организма, в частности изменения уровня лабильности сложных нервных структур, температуры тела, скорости деления клеток, химических показателей крови (уровня гормонов, ферментов и других веществ) и т.п. Исходный уровень активности физиологических систем, обеспечивающих выполнение трудовых операций, претерпевает существенные циклические изменения (В.А. Бодров, С. А. Косилов, Г. Салвенди). Это естественный процесс, в той или иной мере присущий любому живому организму. Периодичность этих изменений различна — от нескольких минут до нескольких лет. Наибольшее значение имеют так называемые циркадианные (от лат. circa — около и dies — сутки) (их еще называют циркадны-ми) ритмы активности, отражающие изменения в суточном цикле. К этим ритмам, обусловленным сменой дня и ночи, «привязана» жизнедеятельность большинства организмов на земле. У человека все психофизиологические системы настроены на работу в светлое время суток и на отдых — в темное. Такая внутренняя биологическая система хронометрирования называется «эндогенными часами», или осциллятором.
Циркадианная система достаточно стабильна. Например, человек, находящийся непрерывно в течение нескольких недель без часов и с полной свободой распоряжаться своим временем, выбирает «свой» ритм, близкий к продолжительности суток. Характер влияния этих ритмов на качество выполнения задач особенно отчетливо был показан в экспериментах, в которых изучалась динамика работоспособности в режиме непрерывной деятельности (Г. М. Зарковский, В. Н. Ступницкий). Экспериментально было установлено, что в суточной активности периоды времени 2 —4 часа ночи и 3 — 4 часа дня являются наиболее неблагоприятными для трудовой деятельности, так как в это время отмечается наиболее значительное ухудшение работоспособности. В это же время, как показывает практика, отмечаются «пики» ошибочных действий. (В. В. Козлов). В других экспериментах было показано, что в ранние утренние часы температура тела человека, скорость реакции и задачи на бдительность имеют наименьшие значения в суточном цикле.
Важнейшим естественным «задатчиком» времени для человека является солнечная активность (смена дня и ночи). Поэтому перемещения человека в другие часовые пояса вызывает состояние рассогласования внутреннего ритма и природного (смены дня и ночи), что может негативно отразиться на работоспособности человека. Такое явление называется десинхроноз.
Десинхроноз — это состояние человека, связанное с нарушением суточной периодики физиологических и психических функций при смене часовых поясов и проявляющееся слабостью, вялостью, бессонницей в ночные и сонливостью в дневные часы, понижением работоспособности (В.В.Козлов). Наиболее часто это состояние наблюдается у работников транспорта, пересекающих несколько часовых поясов (пилотов и стюардесс, машинистов и проводников поездов дальнего следования), а также работников, отправившихся в командировку. Если человек после 1 — 2 суток пребывания в измененном часовом поясе возвращается в исходную точку, то это не ведет к развитию адаптационных изменений. Если пребывание в условиях «чужого» часового пояса достаточно продолжительно (более 3-х суток), то это приводит к перестройке биологических ритмов, «подстраивающихся» под новые временные условия. Заканчивается такая «подстройка», в основном, к исходу 5-х суток. Работа, связанная с частыми, даже непродолжительными по времени, сменами часовых поясов, довольно напряженная, сопровождается интенсивным расходованием функциональных ресурсов работника.
Пример влияния годовых ритмов: работоспособность человека в зимний период в целом ниже, чем в летний, что обусловлено многими факторами и, прежде всего, сокращением продолжительности светового дня. Цикличность изменения работоспособности проявляется также в изменениях, «привязанных» к отпуску. Эти изменения были изучены на примере деятельности летчиков (В.А..Пономаренко, С.А.Бугров и др.). В период после отпуска (примерно 1 — 1,5 месяца) отмечается недостаточная работоспособность (своеобразный период «врабатывания»). Известна недельная динамика работоспособности — наилучшие показатели труда отмечены в середине недели.
Второй фактор, определяющий преимущественно динамику работоспособности, — скорость расходования энергетических ресурсов организма в процессе работы, что обусловлено характером самой выполняемой работы. Понятно, что интенсивная, связанная с ускоренным расходованием ресурсов, трудовая деятельность скорее приведет к снижению работоспособности, чем легкая. Характер выполняемой работы служит основанием для разделения труда по степени тяжести (см. гл. 9). В свою очередь учет показателей интенсивности труда, скорости расходования ресурсов является основой для нормирования труда.
Третий фактор — состояние физиологических систем. Нарушения функционирования физиологических систем становятся причиной снижения работоспособности. Для характеристики способности функциональных систем организма человека обеспечивать выполнение трудовой деятельности используется понятие «физиологические резервы» — выработанная в процессе эволюции адаптационная способность органа или системы и организма в целом усиливать интенсивность своей деятельности по сравнению с состоянием относительного покоя в ответ на рабочую нагрузку.
Многочисленными исследованиями установлено, что снижение работоспособности может быть обусловлено целым рядом функциональных нарушений в организме. К ним относятся болезненные и предболезненные состояния, их остаточные явления, функциональные расстройства, вызванные воздействием неблагоприятных санитарно-гигиенических факторов обитания, хроническое утомление и переутомление, нервно-психическая напряженность, а также ряд психических состояний, таких как доминантное, дремотное, состояния преждевременной психической демобилизации, эйфории, фобии и др.
В настоящее время актуальной стала проблема употребления ряда психоактивных веществ (алкоголя, лекарств, наркотиков), что также приводит к снижению работоспособности. Об этом говорят, например, судебно-медицинские исследования останков после авиационных катастроф, свидетельствующие о значительной доле пилотов, у которых обнаружены следы употребления психоактивных и других лекарственных средств, потенциально снижающих операторские функции человека. К таким веществам относятся, например, некоторые гипотензивные средства (понижающие давление), антигистаминные (используемые при аллергических реакциях и состояниях), снотворные и успокоительные. Имеет место употребление алкоголя и наркотических средств работниками на производстве и на транспорте. Притчей во языцех стало употребление алкоголя за рулем автомобилей, что многократно повышает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий.
В целях минимизации влияния данного фактора на работоспособность работника в некоторых видах трудовой деятельности принята система медицинского контроля персонала, заступающего на смену (дежурство). В частности, предрейсовый медицинский осмотр проходят водители общественного транспорта, машинисты, диспетчеры и ряд других категорий работников железнодорожного транспорта, пилоты самолетов, операторы электростанций, диспетчеры системы управления воздушным движением и др. В тех областях профессиональной деятельности, где цена ошибки человека особенно высока, необходимо минимизировать вероятность совершения этой ошибки человеком со сниженной работоспособностью, что достигается посредством «входного» (предсменного, предрейсового, предполетного) контроля персонала.
Порядок проведения таких обследований определяется федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения (Министерство здравоохранения и социального развития РФ). Как правило, медицинские обследования включают внешний осмотр (состояние кожных покровов, слизистых), определение параметров гемодинамики (частота пульса и величина артериального давления), а также в ряде случаев выявление признаков употребления алкоголя. Для этих целей используются специальные алкотестеры, определяющие содержание паров алкоголя в выдыхаемом воздухе. Следует подчеркнуть, что использование алкоте-стеров позволяет лишь заподозрить факт употребления алкоголя, не заменяя наркологической экспертизы, которая должна проводиться в специализированном лечебном учреждении, имеющем на данный вид деятельности соответствующую лицензию.
Психологические детерминанты. Это те факторы, которые характеризуют субъект деятельности и влияют на время поддержания высокой способности к труду. К ним относят:
1) индивидуально-психологические качества. Н.А.Добролюбов
говорил: «Нет людей бесталанных, есть люди неуместные». В главе 5 шла речь о
профессиональной пригодности, психологический аспект которой устанавливает
степень соответствия психофизиологических качеств работника и требований
профессии. Те работники, у которых рассогласование требований профессии и
собственных качеств выражено наиболее сильно, в работе будут испытывать
существенные трудности. Например, работники локомотивных бригад, не обладающие
достаточной выраженностью такого профессионально-важного качества, как
устойчивость к монотонии, быстрее теряют
работоспособность, необходимую для эффективного выполнения производственных
задач, что выражается в большем количестве браков этих работников;
2) направленность личности специалиста — характер и
степень выраженности потребностей, установок и мотивов деятельности;
устойчивость эмоционально-волевой сферы.
Профессиональные детерминанты. Это факторы, характеризующие процесс, средства и условия профессиональной деятельности, а также характеристики субъекта труда, обусловливающие качество выполнения работы в течение заданного времени. Их можно сгруппировать в следующие классы.
Санитарно-гигиенические, микроклиматические условия работы. Чем хуже эти условия, тем быстрее работник расходует необходимые для выполнения деятельности психофизиологические ресурсы. Тем быстрее у него развиваются неблагоприятные психические состояния и соответствующее снижение работоспособности. Именно поэтому для отдельных категорий работников трудовым законодательством установлен сокращенный рабочий день.
Эргономические характеристики рабочего места. Их значение хорошо иллюстрируют различия, которые водители автомобиля отмечают в длительной поездке в машинах с хорошей и плохой эргономикой.
Режим труда и отдыха работника. Традиционным считается такая организация труда, при которой рабочая смена приходится на день и длится не более 8 часов (законодательство Российской Федерации устанавливает продолжительности рабочей недели в 40 часов, в ряде стран Евросоюза — еще меньше). Тем не менее все большее распространение получает организация труда, включающая ночные смены. Например, в США каждая третья семья имеет работника, который трудится на сменной работе, предполагающей выход в вечерние и даже ночные часы. Очевидно, что скользящий график работы, когда работник трудится циклами «день — вечер — ночь», вызывает необходимость постоянной перенастройки функциональных систем организма. Многочисленные исследования показали, что при выполнении некоторых заданий, требующих постоянной бдительности (контроль качества, мониторинг), отмечается снижение качества при работе в третьей (ночной) смене. Работоспособность в третьей смене может снижаться из-за попадания на соответствующую фазу циркадианного цикла, а также в результате нарушений сна, которые практически неизбежны при данной форме организации работы.
Есть и другие формы организации сменной работы (например, работа сутками), когда в силу развития утомления наступает снижение работоспособности.
Профессиональный опыт и подготовленность — уровень развития, пластичность, устойчивость специальных знаний, навыков, умений. Новичок, не владеющий твердо навыками трудовых операций, будет уставать существенно больше профессионала со стажем, соответственно, темп снижения работоспособности будет у него существенно выше.
7.5. Психофизиологические предпосылки поддержания работоспособности
Повышать или поддерживать работоспособность за счет предотвращения нарушений функционального состояния организма или нормализации (коррекции) измененного в процессе деятельности состояния возможно по трем основным направлениям.
1. Проведение профессионального медицинского и психологического
отбора кандидатов на обучение
конкретным профессиям и периодического медико-психологического освидетельствования
специалистов. В ходе этих мероприятий можно выявить отрицательно влияющие на
работоспособность неблагоприятные индивидуальные особенности организма,
выраженные в состоянии здоровья, уровне физического развития и
подготовленности, чертах характера и темперамента, психических состояниях и
т.д.
2. Оптимизация, совершенствование объекта, содержания, условий и организации деятельности за счет учета психологических, физиологических, антропометрических и других особенностей и возможностей человека в системе «человек—машина— среда». Рациональная конструкция рабочего места и его элементов, компоновка оборудования с учетом логики процесса управления, хороший обзор приборов и досягаемость органов управления создают благоприятные условия не только для эффективной работы, но и для поддержания нормального функционального состояния работника.
Профилактике функциональных нарушений и снижения работоспособности способствуют создание оптимальных условий обитания на рабочем месте, использование эффективных средств защиты от воздействия неблагоприятных факторов среды, формирование здорового психологического климата в коллективе и т.д. Для предотвращения чрезмерного утомления важное значение имеет достижение рационального уровня автоматизации процессов управления, способствующего уменьшению информационной и физической загрузки, снижению темпа работы, т.е. оптимизации процесса деятельности. Большую роль в обеспечении высокой работоспособности играет совершенствование организации деятельности, а именно создание рационального режима труда, отдыха и питания, обеспечение оптимальной рабочей нагрузки, разработка программ подготовки с учетом не только обучающего эффекта, но и функциональной загрузки обучающихся.
3. Приемы непосредственного, прямого воздействия на человека, такие как индивидуальная регламентация профессиональной деятельности, активный отдых и физическая подготовка, психогенные, физиолого-гигиенические, электрофизиологические, фармакологические, физические средства и методы.
Для некоторых профессий (водители транспорта, летчики, водолазы и др.) наиболее доступным и эффективным средством профилактики функциональных нарушений и поддержания работоспособности на высоком уровне является регламентация профессиональной деятельности с учетом индивидуальных особенностей конкретного специалиста. При таком подходе к организации режима труда, отдыха и питания, а также к планированию профессиональной нагрузки должны учитываться профессиональные, психологические, физиологические качества специалиста, его текущее функциональное состояние. Знание этих характеристик, а также особенностей, степени сложности предстоящей работы позволяет регламентировать деятельность таким образом, чтобы интенсивность нагрузки, периодичность, последовательность и длительность выполнения отдельных заданий, продолжительность отдыха обеспечивали выполнение рабочего задания, формирование, совершенствование и поддержание на должном уровне профессиональных навыков, функциональную тренировку организма и не вызывали нарушений функционального состояния.
В исследованиях установлено, что использование психофизиологических рекомендаций по регламентации деятельности летчика позволяет индивидуально нормировать количество и длительность полетов в летный день, общий налет в часах, продолжительность перерывов для отдыха между полетами, что в конечном итоге способствует профилактике переутомления и предупреждению кумуляции неблагоприятного влияния факторов полета, полному и быстрому восстановлению нормального функционального состояния и длительному поддержанию работоспособности на требуемом уровне.
В связи с тем, что при напряженной операторской деятельности возникают умственное и эмоциональное утомление, нервно-психическое перенапряжение, а при кумуляции этих явлений — астенизация организма и даже невротические расстройства, действенным средством их профилактики и восстановления нормального функционального состояния является организация активного отдыха. В специальной литературе обоснованы формы и содержание активного отдыха (утренняя физическая зарядка, тренировки на спецснарядах, спортивные игры, пешеходные прогулки и т.д.) и показано благотворное его влияние на профессиональную работоспособность.
Как известно, физическая подготовка направлена на совершенствование общефизических качеств (выносливости, силы, скорости, ловкости) и развитие специальных качеств (эмоциональной устойчивости, объема и распределения внимания, устойчивости к гиподинамии, вестибулярным воздействиям и т.п.), необходимых для выполнения профессиональных заданий в специфических условиях операторской деятельности. В последние годы значительное внимание уделяется разработке упражнений и их комплексов для формирования профессионально значимых физических и психических качеств, обеспечивающих необходимый уровень работоспособности. Для поддержания работоспособности летных экипажей в длительных полетах предложены упражнения, основанные на использовании локальных, статических или кратковременных динамических нагрузок.
Одним из методов психогенного управления функциональным состоянием и соответственно работоспособностью является аутогенная тренировка, различные варианты которой нашли широкое применение в клинической практике, в спортивной медицине, в физиологии труда. В качестве психогенного средства, способствующего снятию чрезмерного эмоционального напряжения, релаксации или психической активации и в конечном итоге ускорению «врабатываемости», повышению работоспособности и сокращению периода восстановления нормального функционального состояния, все шире используется на производстве функциональная музыка. В основе благотворного влияния музыки на работоспособность и вообще на жизнедеятельность организма лежит ее способность вызывать положительные эмоции, стимулировать ритмику деятельности ряда функций. Однако психологам, физиологам, искусствоведам и другим специалистам еще предстоит глубоко изучить разнообразные эффекты воздействия музыки, «включенной» в производственный процесс и процедуру отдыха, и обосновать научные рекомендации по ее использованию.
4. Применение фармакологических средств. Современная фармакология располагает арсеналом средств повышения, сохранения и восстановления работоспособности. Как правило, эти вещества близки или совпадают по своему составу с биологически активными веществами (нейромедиаторами, гормонами и их метаболитами). Все средства можно объединить в несколько групп: а) лекарственное ускорение и повышение адаптации; б) фармакологическая профилактика и терапия хронического утомления и психической депрессии при длительной работе; в) лечение и профилактика острого утомления при критических ситуациях.
В настоящее время проводится изыскание стимуляторов в целях:
1) мобилизации резервных возможностей организма. Это «психоаналептики».
Они используются однократно и в особо критических ситуациях. Например,
фенамин, первитин, кофеин и др.;
2) восстановления физической и умственной трудоспособности.
Это класс препаратов, именуемых «психоэнергизаторы» (гептаминол, деанол и др.);
3) сохранения работоспособности в сложных условиях (например,
при кислородной недостаточности, изменении газовой среды, температуры и т. п.)
за счет положительного влияния на энергетический обмен. Подобные средства
получили название «актопротекторы»;
4) ускорения и закрепления адаптации и торможения
развития утомления. Это группа так называемых «адаптогенов»
(например, растительного происхождения: женьшень, элеутерококк и др.).
Таким образом, работоспособность человека — сложное системное образование, испытывающее влияние многих уровней регуляции жизнедеятельности. Верхний уровень — мотивации и психической регуляции деятельности — программирует содержание предстоящей человеку работы и вместе с тем регулирует ее выполнение. Он буквально определяет, что и как надо делать. Следующий уровень можно назвать биологическим, или (как он назывался раньше) организменным. Данный уровень регуляции работоспособности зависит от верхнего уровня, но вместе с тем лимитирует его. Это уровень закономерного распределения максимумов и минимумов в работоспособности человека.
Произвольно регулируются и смещаются во времени минимумы и максимумы работоспособности. Это достигается путем использования как верхнего психического уровня регуляции состояний человека, так и более низкого клеточного и субклеточного уровней. При этом регуляция работоспособности на субклеточном уровне может оказывать влияние на вышележащие уровни, в том числе и на психический мотивационно регулирующий и программирующий. Ведущим в регуляции работоспособности является социальный уровень, он фактически и затрагивает все нижележащие уровни регуляции работоспособности. Таким образом, современная психологическая наука показывает, как и с помощью чего можно управлять работоспособностью человека.
Под эмоциональной регуляцией понимают способность оператора к поддержанию и сохранению необходимого уровня работоспособности в условиях воздействия факторов эмоционального стресса. Изменения функционального состояния, проявляющиеся в снижении уровня эмоциональной регуляции, характеризуются повышенной вероятностью «срывов» деятельности и адекватного личностного реагирования в условиях действия стрессоген-ных факторов.
Динамический контроль функционального состояния и профессиональной работоспособности работников с учетом организационных особенностей их деятельности базируется на следующих основных теоретических принципах:
-динамика показателей функционального состояния и профессиональной работоспособности специалистов-операторов в период длительного рабочего цикла имеет фазный характер;
-
изменение
физиологических и психофизиологических показателей организма (косвенных
критериев работоспособности) предшествует ухудшению эффективности деятельности
(прямых показателей работоспособности);
-
при выборе
тестовых нагрузок для оценки функционального состояния и профессиональной
работоспособности работников должны учитываться психофизиологические
особенности их деятельности.
Таким образом, работоспособность, понимаемая как потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени, является важной характеристикой работающего человека. Работоспособность претерпевает существенные изменения в ходе рабочей смены, в недельном и годовом рабочих циклах.
Выделяются физиологические, психологические, производственные
факторы, определяющие уровень и динамику работоспособности. Их учет помогает
разрабатывать мероприятия профилактической направленности.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Что
такое работоспособность?
2.
Что такое «кривая работоспособности»?
3.
Какие виды работоспособности вы знаете?
4.
Дайте характеристику стадий работоспособности.
5.
Дайте характеристику методам оценки
работоспособности.
6.
Охарактеризуйте физиологические детерминанты
работоспособности.
7.
Охарактеризуйте психологические детерминанты
работоспособности.
8.
Охарактеризуйте профессиональные детерминанты
работоспособности.
9.
Назовите психофизиологические предпосылки
поддержания работоспособности.
Глава 8
Психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности
Профессиональная деятельность работников ряда профессий протекает в уникальных условиях, связанных с опасностью для жизни (пожарные, спасатели, шахтеры, летчики), высокой психологической «ценой» принимаемых решений (управленцы, операторы систем вооружения), высоким темпом деятельности, монотонностью работы при длительном ожидании полезного сигнала (машинисты поездов), совмещением различных по цели действий в одной деятельности, переработкой больших объемов и потоков информации. Предложены критерии отнесения труда к категории особых и экстремальных условий и определена их роль в психической регуляции деятельности. Кроме того, принято различать экстремальные условия и сверхэкстремальные. Сверхэкстремальные условия связаны с патологическими изменениями организма работника, с отказами, с полной невозможностью продолжать деятельность. Экстремальные условия деятельности предъявляют повышенные требования к работнику.
8.1. Экстремальные факторы труда
Все экстремальные факторы труда можно объединить в несколько групп.
1. Физические факторы рабочей среды: факторы пространства
(барометрическое давление, газовый состав
воздушной среды, температура, различные виды ионизирующей и
неионизирующей радиации и др.); неблагоприятные микроклиматические условия
(перегрузки, шумы, вибрация, высокие скорости и др.); факторы замкнутого объема
(критерии отнесения работы к классу вредных
представлены в приложении).
2. Факторы, обусловленные сложными алгоритмами деятельности.
3. Факторы, обусловленные высокой вероятностью и чрезвычайными последствиями аварийных ситуаций, которые представляют собой внезапное осложнение деятельности, требующее срочного вмешательства человека для принятия неотложных мер по недопущению перехода ситуации в критическую.
4. Факторы, связанные с опасностью для жизни (пожарные, спасатели, шахтеры, милиционеры и др.).
В литературе, помимо понятия «экстремальные условия деятельности», часто встречаются такие понятия, как «особые», «затрудненные», «необычные» и т.д. условия. Понятие «особые условия деятельности» справедливо для тех ситуаций, когда деятельность сопряжена с эпизодическим (т.е. непостоянным) действием экстремальных факторов (или с определенной вероятностью их возникновения), а экстремальные условия характеризуют деятельность при постоянном действии этих факторов.
Изучение деятельности в особых и экстремальных условиях направлено на решение следующих задач:
1) установление предельно допустимых характеристик экстремальных
факторов, начиная с которых представляется угроза эффективному осуществлению
деятельности;
2) оценку (измерение) функциональных состояний работника,
показателей качества деятельности. При этом рассматриваются изменения
характеристик психических функций и состояний, работоспособности,
эффективности деятельности и т.д.
3) установление факторов, от которых зависит успешность
деятельности в экстремальных условиях;
4) разработку средств защиты от экстремальных факторов рабочей
среды, нормирование продолжительности деятельности подобного рода.
Деятельность человека в особых и экстремальных
условиях является причиной формирования неблагоприятных психофизиологических
состояний (см. гл. 10). А.Б.Леонова и В.И.Медведев считают, что экстремальными
являются такие условия или факторы, воздействие которых приводит к состоянию
динамического рассогласования. Состояние динамического рассогласования характеризуется
нарушением адекватности физиологических и поведенческих реакций. Л. Г. Дикая и Л.П.Гримак подчеркивают
важное значение регуляции состояния человека-оператора в экстремальных
условиях, в которых «не сформировались необходимые функциональные состояния и
требуется время для их адаптации и реорганизации». В частности, экстремальные
и особые условия деятельности приводят к возникновению психической напряженности,
у которой выделяют три вида: оптимальную, экстремальную, сверхэкстремальную. При этом экстремальная напряженность
связана с условиями, требующими мобилизации «буферных» резервов организма, а сверхэкстремальная возникает при обстоятельствах, требующих
«аварийных» резервов.
8.2. Общий адаптационный синдром
Приступая к рассмотрению материала, касающегося проблем адаптации, необходимо помнить, что начало любой деятельности, а не только протекающей в экстремальных условиях, является для работника сложным и ответственным этапом. На нем происходят существенные изменения функционирования организма, затрагивающие различные психофизиологические системы, трансформирующие многие жизненные стереотипы. Весь комплекс изменений такого рода называется адаптацией.
Понятие «адаптация» (от лат. adaptatio — приспособление) в настоящее время используется в биологии, философии, социологии, социальной психологии, этике, педагогике и др. Первоначально оно означало приспособление функций организма животных к условиям окружающей среды. Человек как часть животного мира также обладает приспособительными функциями, которые запрограммированы в генетическом коде как фактор самосохранения. Многие из этих функций реализуются автоматически, без участия сознательных уровней регуляции поведения. В этом случае говорят о поддержании гомеостаза (постоянства внутренней среды организма).
Адаптация — одно из ключевых понятий комплекса наук о человеке, ибо именно адаптация обеспечивает возможность существования человека в постоянно меняющихся условиях окружающей среды через гармоничное приспособление организма индивида, опосредованное социальными процессами. Понятие адаптации связано с представлениями о постоянстве внутренней среды организма, сформулированными американским физиологом У. Кэнноном. Человек является сложнейшей, многоуровневой, иерархически организованной системой, включающей, например, молекулярный, клеточный, тканевой, органный, организменный, индивидуально-личностный и другие структурные уровни. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм — среда» возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Адаптация, как правило, приводит к перестройке всех уровней организации человека. Это предполагает выделение соответствующих типов адаптации, отражающих изменения, происходящие на определенном структурном уровне. Вот почему целесообразно рассмотрение комплекса изменений, происходящих на уровне психофизиологической организации человека (физиологическая и психологическая адаптация), а также на уровне функционирования индивида в социуме (социально-психологическая адаптация), и кроме того, в качестве самостоятельного вида — профессиональной адаптации.
Профессиональная деятельность в экстремальных ситуациях является для человека фактором, нарушающим процессы привычного функционирования, а это требует соответствующей перестройки организма при определенном напряжении адаптационных резервов. А. К. Маркова считает адаптацию одной из характеристик мотивационной сферы профессиональной деятельности. По ее мнению, профессиональная адаптация — это приспособление человека к новым для него условиям труда (ее разновидность — производственная адаптация как приспособление к условиям конкретного труда в данной производственной группе). Профессиональная адаптация — важный этап профессионального становления работника (см. гл. 6). От профессиональной адаптации надо отличать социально-психологическую адаптацию как приспособление личности к условиям социальной сферы в широком понимании.
В целом человек адаптируется как целостная структура: как организм {физиологическая адаптация), как индивид (психологическая адаптация), как личность (социальная адаптация), как субъект труда (профессиональная адаптация).
Комплекс изменений в ответ на неблагоприятное воздействие Г. Селье назвал общим адаптационным синдромом (ОАС), а само состояние человека — стрессом. Этот термин за последние десятилетия приобрел настолько широкую популярность, что потребовались специальные работы, определяющие рамки данного понятия и предлагающие специальные классификации различных видов стресса.
Основное внимание Г. Селье и его последователи уделяли биологическим и физиологическим аспектам проблемы стресса. Наиболее часто встречается понимание стресса как физиологической реакции организма, в частности, реакции эндокринных желез, контролируемых гипофизом, на действие различных отрицательных факторов. В функциональном и морфологическом отношении стресс выражается общим адаптационным синдромом (ОАС) — совокупностью адаптационных реакций организма человека и животных, носящих защитный, приспособительный характер и возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия — стрессоры.
ОАС имеет определенные и хорошо известные стадии: 1) реакция тревоги; 2) стадия сопротивления (резистентности), когда напряжением функционирования систем достигается приспособление организма к новым условиям; 3) стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций. Третья стадия развивается в случае неэффективности адаптационных механизмов.
Под стрессорами принято понимать неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний. К их числу относят сильные физические и психические травмы, большие мышечные нагрузки, инфекции, ионизирующее излучение, резкие изменения температуры и др. Фактически любой фактор при превышении определенных порогов интенсивности превращается в стрессогенный. Продолжая дальнейшие исследования биохимических и физиологических аспектов проблемы стресса, Г. Селье подошел к изучению еще одной стороны стресса — психологической. Психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было присвоено наименование «эмоциональный» стресс. В содержание этого термина включают и первичные эмоциональные психические реакции, возникающие при критических психических воздействиях, и эмоционально-психические синдромы, порожденные телесными повреждениями, и аффективные реакции при стрессе, и физиологические механизмы, лежащие в их основе. Популяризация понятия «стресс» в биологии и медицине и прямое перенесение его физиологического значения в психологию привели к смешению психофизиологического и физиологического подходов к его изучению.
Р. Лазарус, развивая учение о стрессе, выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с реальным раздражителем (как правило, физическим — холод, тепло), и психологический (эмоциональный) стресс, при котором человек (на основе индивидуальных знаний и опыта) оценивает воздействующую ситуацию как угрожающую, трудную. Он ввел понятие «когнитивное оценивание», которое распространяется как на сам стрессогенный фактор (оценивается степень его угрозы благополучию субъекта), так и на способности индивида противостоять его разрушительному воздействию. В последние годы специалисты отмечают условность полного разделения физиологического стресса и стресса психологического. В физиологическом стрессе всегда есть психические элементы и наоборот. Термины «психологический стресс» и «эмоциональный» часто используются как равнозначные, поскольку основной причиной психического (психологического) стресса является эмоциональное возбуждение (Л.А. Китаев-Смык, А. Б.Леонова и др.). В последнее время в особую группу выделен информационный стресс, который развивается при недостатках информационного обеспечения деятельности человека-оператора (В.А.Бодров).
Это состояние имеет множество
отрицательных последствий для человека
(рис. 9).
Рис. 9. Социальные, психологические и медицинские последствия стресса
Развитие психического стресса напрямую связано с формированием дезадаптивных проявлений (расстройств адаптации), которые выступают результатом взаимодействия двух групп факторов — внутренних (индивидуально-психологических) и внешних (ситуационных). Экстремальные воздействия на человека приводят к сложной перестройке всех функциональных систем, ответственных за организацию целостного поведенческого ответа.
8.3. Уровни адаптации
Как уже упоминалось, адаптация — сложный процесс, затрагивающий все уровни функционирования организма — физиологический, психологический, социально-психологический, в том числе профессиональный. Поэтому важно понимать, какие изменения происходят на каждом из этих уровней.
На физиологическом уровне наблюдается напряжение функциональных компенсаторных систем, направленных на обеспечение адекватного реагирования в экстремальных условиях. На этом уровне функционируют механизмы нейро-гуморальной регуляции (напряжение симпато-адреналовой системы, выделение гормонов коры надпочечников, нейромедиаторов мозговых структур — гистамина, дофамина, ацетилхолина и др.), а также происходит включение отдельных органов и систем в стресс-реакции (сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной и т.д.).
На психологическом уровне отмечаются изменение, перестройка психики индивида, процесс выработки новых динамических стереотипов, под которыми понимают устойчивую систему временных нервных связей (условных рефлексов), обеспечивающую определенную интенсивность и последовательность реакций организма и психики на изменение внешних и внутренних воздействий. Выделяют положительные и отрицательные реакции психологической адаптации.
Положительные реакции представляют конструктивные решения, преодоление препятствия, мешающего достижению цели. Эффект достигается путем усиления стремления, направленного на разрешение проблемы. Отрицательные реакции фрустрации могут вызвать разные формы неконструктивного поведения. К ним относится агрессия, регрессия, фиксация, отказ, негативизм, репрессия (Ф.Б. Березин, В.А.Бодров).
Агрессия направлена на другое лицо или объект. Формы агрессии могут быть физическими и вербальными. Иногда агрессия носит скрытый характер, также она может быть направлена на заместительные объекты, а не на само препятствие. Агрессия, переходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях. Агрессия обычно не приводит к достижению цели, и поэтому она не является конструктивной формой поведения.
Регрессия — возврат к формам реагирования, поведения, присущим человеку на более раннем этапе жизни. При этом возможно возникновение инфантильных реакций, свойственных детскому возрасту. Возможны примитивизация поведения, усиление жестикуляции, применение физической силы. У лиц, получивших травму, это выражается в отказе строить планы на будущее, возвращении к привычным, отработанным ранее формам поведения.
Фиксация — повторение неэффективных способов поведения. Может проявляться в межличностных отношениях, профессиональной деятельности.
Отказ — тенденция индивидуума не участвовать в решении касающейся его проблемы. Таким образом, развивается апатический подход к ситуации. Это наиболее неблагоприятная реакция на фрустрацию. Существуют два типа отказа. Первый отказ «с легким сердцем», когда человек относительно легко соглашается с невозможностью справиться с ситуацией и ищет для себя другие сферы деятельности. В этом случае сохраняются значительная эффективность адаптационных механизмов, умение переключатся, сохраняя положительную мотивацию. Второй вид отказа — отказ с дезорганизацией поведения. Здесь выступают апатия, угнетение, снижение активности.
Негативизм: для него характерно отрицательное отношение не только к вызывающей фрустрацию ситуации, но и к другим, имеющим с ней какие-нибудь черты сходства, проблемам.
Репрессия характеризуется блокированием, вытеснением из сознания неприятных ситуаций, которые касаются требуемых для разрешения вопросов. Это нереалистическая форма поведения.
Необходимость адаптации приводит к активизации так называемых защитных механизмов личности. Проблема защитных механизмов (психологических защит) разрабатывалась со времен 3. Фрейда (в том числе его дочерью Анной). Роль защитных механизмов заключается, прежде всего, в снижении эмоционального напряжения в ситуациях внутриличностного конфликта, хотя это и не всегда решает саму проблему. Существует множество классификаций защитных механизмов, начиная с классификации Фрейда и заканчивая предлагаемыми последними исследованиями в этой области. К основным защитным механизмам относят рационализацию, проекцию, фантазирование, вытеснение, идентификацию, компенсацию.
В работах по стрессу психологическая защита как способ противодействия стрессу сопоставляется с так называемыми механизмами совладания (или стратегиями преодоления — stress-coping strategies). А.Адлером механизмы совладания понимаются как поведенческие и внутрипсихические усилия по разрешению конфликтов между внешними и внутренними требованиями, которые предполагают мобилизацию психических ресурсов. Другие авторы подчеркивают, что не все, что в самом широком смысле служит решению проблемы или адаптации, можно назвать совладанием; о нем можно говорить только тогда, когда переработка травматического опыта требует значительных усилий. Считается, что в общей структуре механизмов психической регуляции защитные реакции занимают последний уровень совладания с экстремальными ситуациями, уровень, который уже имеет характер прогрессирующей декомпенсации. Защитный вариант регуляции поведения направлен на маскировку актуальной социальной недееспособности (в том числе на маскировку перед самим собой), на купирование тревоги, на вытеснение информации, которая противоречит Я-концепции.
Р.Лазарусом, Мак-Гро и другими авторами была предложена классификация психозащитных техник, в которой в одну группу были выделены симптоматические техники (употребление алкоголя, транквилизаторов, седативных препаратов и т.д.), а в другую — так называемые внутрипсихические техники когнитивной защиты (идентификация, перемещение, подавление, отрицание, реактивное образование, проекция, интеллектуализация). К настоящему времени сложилось представление о перечне основных стилей преодоления, которых придерживаются люди в кризисных ситуациях (табл. 8).
Эти стратегии существенно различаются своей адаптивной
эффективностью. Исследование особенностей преодоления профессионального стресса
в управленческой деятельности (Н. Е. Водопьянова, 1998) выявило группы
менеджеров, успешно и неуспешно справляющихся с трудностями.
Таблица 8
Стили преодоления стрессовой ситуации
Стиль преодоления |
Характеристика поведения |
||
1. Положительная реинтер-претация и рост |
человек делается лучше в результате столкновения с ситуаций, вырастая из нее, или рассматривает ее в более выгодном свете |
||
2. Активное преодоление |
выполнение каких-либо действий по преодолению стресса, человек прилагает определенные усилия, чтобы устранить или «перехитрить» стрессор |
||
3. Планирование |
раздумья о том, как противостоять стрессору, планирование усилий по его активному преодолению |
||
4. Поиск эмоциональной социальной поддержки |
человек добивается симпатии или эмоциональной поддержки от кого-либо |
||
5. Поиск инструментальной социальной поддержки |
поиск помощи, информации или совета относительно того, что делать |
||
6. Подавление конкурирующей активности |
подавление внимания, отвлекаемого на другую деятельность, для более полной концентрации на активности, связанной со стрессом |
||
7. Религия |
повышенная вовлеченность в религиозную деятельность |
||
8. Принятие |
принятие того факта, что стрессоген ное событие имело место, оно реально, от него никуда не деться |
||
9. Психический (ментальный) уход |
психический уход от цели, с которой интерферирует стрессор, это достигается посредством погружения в мечты, сны или самоотвлечения |
||
10. Фокус на разрядке эмоций |
понимание того, что человек находится в состоянии эмоционального дистресса, и соответствующая этому тенденция разрядиться или дать выход своим чувствам |
||
11. Поведенческий уход |
отказ от деятельности, прекращение попыток достичь цель, с которой интерферирует стрессор |
||
12. Отрицание |
попытка неприятия реальности стрессо-генного события |
|
|
13. Стратегия сдерживания |
выжидание времени, удобного для выполнения действий по преодолению стрессовой ситуации |
|
|
14. Употребление алкоголя/наркотиков |
поворот к использованию алкоголя или других «лекарств» как путь ухода от стрессора |
|
|
15. Юмор |
использование шуток по поводу стрессора |
|
|
«Успешные» менеджеры отличаются от «неуспешных» по ряду критериев. Во-первых, у них больший репертуар преодолевающих стратегий, а это, соответственно, делает их выбор более адаптивным. Во вторых, «успешные» чаще предпочитают «здоровые» модели адаптивного поведения в стрессогенных ситуациях. Это выражается в более высоких показателях уверенности поведения, вступления в социальные контакты, поиска социальной поддержки и в более низких показателях агрессивности и асоциальных действий. «Успешные» менеджеры чаще используют непрямые действия, рационализацию и поиск позитивного в эмоционально-напряженных ситуациях делового общения по сравнению с «неспешными» менеджерами. Кризисные ситуации «успешные» предпочитают рассматривать как новый опыт, полезный для будущей жизни и профессиональной карьеры (по принципу «за одного битого двух небитых дают»). Модели их поведения просоциальны, активны и гибки.
Для «неуспешных» более характерными оказались модели
поведения, основанные на пассивно-созерцательном реагировании: осторожные
действия, уход от проблемы. Значительно чаще отмечались
асоциальная стратегия (жесткие, догматические, циничные, негуманные действия),
агрессия (давление, отказ от поиска альтернативных решений, конфронтация,
соперничество). Они чаще проявляли социальную незрелость и несмелость, в то же время их поведение в проблемных
ситуациях более асоциально и агрессивно по отношению к окружающим. Это
является своеобразным компенсаторным механизмом преодоления внутреннего (душевного)
дискомфорта, обусловленного неуверенностью в себе, и негативизма.
Особое значение включение механизмов физиологической и психологической адаптации имеет в условиях воздействия экстремальных факторов производственной среды. В этом случае происходит краткосрочная мобилизация адаптационных ресурсов, позволяющая продолжать выполнение деятельности в условиях неблагоприятного воздействия чрезвычайной обстановки. Приобретенные в особой обстановке компенсаторно-приспособительные психофизиологические и личностные изменения в ряде случаев становятся устойчивым эмоционально-поведенческим стереотипом.
Социально-психологическая адаптация (далее — СПА) затрагивает индивидуальные особенности человека, позицию личности в обществе, систему взаимодействия с окружающими. Экстремальные ситуации, возникающие в области экономических, политических, социальных и духовных отношений в обществе, предъявляют повышенные требования к эффективности механизмов адаптации. СПА рассматривается, с одной стороны, как приспособление, с другой — как преобразование среды в результате активной деятельности адаптирующегося индивида. Процесс СПА состоит в том, что человек, овладевая разнообразным социальным опытом, постоянно сталкивается с новыми жизненными обстоятельствами, вырабатывая при этом новые модели поведения, наиболее соответствующие изменившимся условиям окружающей среды и данной ситуации. Это часто сопровождается отказом от сложившихся ранее понятий и представлений, установок, ценностных ориентации и приобретением новых, соответствующих изменившимся условиям. Специфика собственно человеческой адаптации заключается в том, что она носит активный, деятельностный характер и изменяет как само поведение человека, так и окружающий мир (А. А. Налчаджян).
Выделяют несколько различных стратегий социально-психологической адаптации: стремление изменить внешние обстоятельства; уход от решения проблемы и поиск среды, более соответствующей адаптивному потенциалу индивида; изменение своей внутренней структуры.
Результатом адаптационного процесса является относительное соответствие (баланс) состояния и поведения человека условиям социальной среды, т.е. социально-психологическая адаптированность личности. Социально-психологическая адаптированность — это интегральный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции (адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе; изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других). Основными проявлениями психологической адаптированности человека в обществе являются его взаимодействие (в том числе общение) с окружающими людьми и его активная деятельность. Важнейшими средствами достижения психологической адаптации являются общее образование и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка.
Эффективному развитию всех механизмов СПА способствует взаимодействие объективных социальных условий (социальное происхождение, образовательный уровень), среды обитания (семья, школа, трудовой коллектив, неформальное окружение) и самой личности, которая формируется в зависимости от активной или пассивной позиции, способностей, творческой деятельности, природных задатков.
Показателями уровня СПА принято считать субъективную удовлетворенность личности своей жизнью, результатами выполняемой деятельности и продуктивность деятельности субъекта (в качестве объективного показателя).
Таким образом, понятие социально-психологической адаптации отражает сложные процессы, происходящие с человеком в изменяющемся социальном окружении и направленные на достижение гармонии с социальной средой. Успешность СПА обеспечивает целенаправленная деятельность человека в интересах изменения внешних условий и самого себя. В ее основе лежат сложные механизмы структурной перестройки личности и ее окружения, поиск и формирование новых смыслов в жизнедеятельности, овладение новыми трудовыми навыками, трансформации ценностного, мотивационного, смыслового ядра личности. В отличие от психофизиологической адаптации, которую можно считать процессом краткосрочного приспособления, СПА является механизмом долгосрочного планирования и обеспечения жизни индивида. Учитывая специфику деятельности в экстремальных ситуациях, можно говорить об успешности адаптации в том случае, если человек в этих условиях продолжает выполнять свои профессиональные задачи (проводить спасательные работы, управлять техникой в аварийной ситуации и др.).
8.4. Адаптация к условиям профессиональной деятельности
Исходя из классификации экстремальных факторов профессиональной деятельности, можно говорить о том, что адаптироваться приходиться к факторам рабочей среды, с одной стороны, и к условиям деятельности (в плане социального окружения) — с другой. Возможности адаптации к экстремальным факторам рабочего места (шуму, запыленности, повышенному фону электромагнитного излучения и др.) у человека весьма ограничены. Превышение допустимых значений нормируемых параметров лишь на короткое время может быть компенсировано за счет механизмов адаптации. Длительное их воздействие, как правило, приводит к развитию так называемых профессиональных или профессионально обусловленных заболеваний. Например, повышенный уровень шума в кабине локомотива может привести к появлению так называемой нейросенсорной тугоухости — одному из наиболее часто встречающихся профессиональных заболеваний машинистов локомотивов. Длительная вынужденная рабочая поза продавцов, парикмахеров приводит к развитию заболевания сосудов — варикозному расширению вен. Сидячая поза у водителей-дальнобойщиков влечет формирование заболеваний позвоночника — остеохондроза или мочекаменной болезни (застой в органах малого таза). Поэтому, учитывая ограниченные возможности адаптации организма работника к данным факторам, следует предпринимать усилия по защите от них. Защита может строиться по принципу ограничения времени действия данного фактора.
Примером такого подхода может служить нормирование труда рентгенологов, рабочий день которых длится, как правило, четыре часа.
Адаптация к другим группам факторов, обусловленных психологической сложностью и ответственностью заданий, может иметь самый разнообразный характер. Применительно к опасным и экстремальным условиям деятельности разработана ситуационно-динамическая модель регуляции, раскрывающая особенности психической регуляции деятельности в разнообразных условиях рабочей среды (А. А. Обознов). Такими особенностями являются многорежимность, структурная гибкость регуляции, широкое привлечение внешних средств поддержки, использование которых позволяет резервировать процесс регуляции. Проявлением дезадаптации в этом случае может стать развитие так называемых психосоматических заболеваний.
Стрессовые реакции в трудовой деятельности
детерминированы двумя основными группами факторов: личностными особенностями
(особенности характера, уровень интеллектуального развития и др.) и
многогранными характеристиками самой работы (физические характеристики среды,
социальные фактораы, в том числе система оплаты,
определенность профессионального будущего и др.).
8.5. Факторы, определяющие особенности, динамику и успешность адаптации
Процессы адаптации детерминированы рядом факторов, которые определяют динамику и результат адаптации. Все факторы адаптивности личности дифференцируются на внешние и внутренние, где внешние представляют собой специфику экстремальной трудовой ситуации, а также особенности социальной среды, в которой осуществляется процесс адаптации. Внутренние, или личностные, факторы адаптивности представляют собой индивидуально-психологические особенности субъекта адаптации, существенным образом влияющие на характер динамики адаптационного процесса. К ним можно отнести исходное функциональное состояние человека, возраст, темперамент и характер, способности, особенности познавательной деятельности, профессиональный и образовательный уровень. Многочисленные теории и типологии личности, так или иначе объясняющие успешность (безуспешность) психической адаптации, обобщены и представлены в таблице 9.
Экстремальная ситуация заставляет человека разрабатывать новые или переструктурировать уже имеющиеся механизмы психологической защиты при разрешении противоречия и, тем самым, совершенствовать свои адаптивные способности. Если же эмоциональная напряженность достигает чрезвычайно сильной выраженности, некоторые механизмы защиты используются сверхинтенсивно или оказываются недостаточными для того, чтобы справиться с ней. Это истощает адаптивные ресурсы человека и приводит к разным формам социально-психологической дезадаптации и состоянию перманентного внутриличностного и межличностного конфликта.
Весьма сложным является вопрос о
механизмах взаимодействия внешних и внутренних
факторов адаптации. Зачастую это взаимодействие трактуется в том смысле, что
индивидуально-психологические особенности личности представляют собой патопластический материал, обусловливающий специфику
реагирования на кризисную ситуацию конкретной личности. Важен вопрос о
преимущественном вкладе внешних и внутренних факторов, определяющих поведение.
Бауэре (1973) проанализировал 19 исследований, в которых в той или иной степени
варьировались личностные и ситуационные различия, с тем, чтобы оценить
сравнительное влияние тех и других. Результаты исследований были подвергнуты
дисперсионному анализу, позволявшему выяснить, насколько различия в поведении
обусловлены различиями индивидуальными, ситуационными или взаимодействием тех
и других. Подсчеты по всем исследованиям показали, что чисто личностными
факторами объясняется всего лишь 12,7 % дисперсии поведения. Доля ситуационных
факторов еще меньше — 10,2 %.
Таблица 9
Индивидуально-психологические особенности, обусловливающие уровень адаптивности
Автор методики |
Измеряемое качество |
Адаптивность |
1. Роттер |
Локус контроля |
Интерналы Экстерналы |
2. Спилбергер |
Тревожность (как черта личности и ситуативная) |
Низкотревожные Высокотревожные |
3. Берне |
«Я-концепция» |
Высокая самооценка Низкая самооценка |
4. Мак-Гро и др. |
Стиль преодоления |
Активное действие Поиск эмоциональной поддержки Эмоциональная разрядка Уход от проблемы Принятие проблемы Алкоголь, религия |
5. Айзенк Г. |
Экстраверсия-интро-версия |
|
6. Мак Кинли, Хатауэй |
Профиль личности |
«Плавный профиль» |
7. Маклаков А. Г. |
Уровень адаптивности |
МЛО «Адаптивность» |
8. Мадди С. |
«Стрессоустойчиво-сить» |
«Хардинес» |
9. Александровский Ю.А. |
|
Адаптационный потенциал личности |
Взаимодействием между личностью и ситуацией объясняется значительно большая доля дисперсии — 20,8 %. В остальном поведенческие зависимые переменные не давали никаких оснований предпочитать как более влиятельный один источник детерминации другому (ситуационный или личностный). Взаимодействие можно трактовать так, что личностные диспозиции и особенности ситуации не противостоят друг другу как внешнее и внутреннее. И то и другое в психологическом взаимодействии представлено в когнитивных схемах, которые исключительно важны для понимания особенностей актуальных ситуаций и собственных личностных тенденций (диспозиций).
Когнитивные схемы непрестанно конструируются и реконструируются в циклических процессах, включающих действие и воспринимаемую обратную связь о его последствиях. Таким образом, схемы приближаются или хотя бы несильно отклоняются от фактически существующих в действительности отношений (иными словами, их модификация обеспечивает все более эффективное взаимодействие со средой). Многие психологи (Келли, Пиаже) считают циклические процессы такого рода основой не только всего когнитивного развития, но и организации поведения в целом.
Таким образом, на работника может воздействовать широкий спектр факторов трудового процесса, которые относятся к категории экстремальных. Их влияние на человека «запускает» механизмы психофизиологической адаптации, т.е. таких преобразований организма, которые затрагивают все уровни его функционирования. Адаптация позволяет приспособиться к воздействию экстремальных факторов профессиональной деятельности. Знание и учет этих факторов требуется при разработке режимов труда и отдыха (регламентации рабочей нагрузки), средств защиты работников, нормировании санитарно-гигиенических параметров рабочего места и др.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Что такое экстремальные условия
деятельности? Какова их классификация?
2.
Что такое стрессе и общий адаптационной синдром
(Г. Селье)?
3. Опишите психофизиологическую,
психологическую и социально-психологическую
адаптации.
4. Расскажите о положительных и
отрицательных реакциях психологической
адаптации.
5. Каковы критерии адаптированное™ в профессиональной деятельности?
6. В чем состоят особенности
процессов адаптации у лиц опасных профессий?
7.
Что такое механизмы совладающего поведения?
8. Перечислите факторы,
определяющие особенности, динамику и успешность
психофизиологической адаптации.
9. Как влияют экстремальные факторы
профессиональной деятельности на
человека?