Глава   7

Психофизиологические компоненты работоспособности

Работоспособность потенциальная возможность инди­вида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. В на­учной литературе это понятие имеет несколько толкований. Ра­ботоспособность рассматривается как способность человека вы­полнять определенную работу на определенном уровне качества и надежности, и как нечто тождественное функциональному состо­янию организма (см. гл. 10), и как способность обеспечивать оп­ределенный заданный уровень деятельности, эффективность ра­боты (что тождественно понятию производительности труда), и как предельные возможности организма. Такое различение важно с методологической точки зрения, ибо если работоспособность по­нимать как потенциал работника, то для ее измерения необходи­мо использовать функциональные нагрузочные пробы. Если под работоспособностью понимать производительность труда, то в данном случае на первый план выступают производственные по­казатели.

Данное понятие необходимо отличать от понятия «трудоспо­собность», под которым понимается, главным образом, возмож­ность человека участвовать в трудовой деятельности. Работоспо­собность является интегральным свойством человека, отражаю­щим различные особенности субъекта деятельности (В. А. Бодров).

Впервые проблема работоспособности стала изучаться великим русским физиологом И.М.Сеченовым, который доказал, что в процессы утомления, развивающиеся при мышечной работе, во­влекаются аппараты центральной нервной системы. В 1902 г. вы­дающийся немецкий психиатр Э. Крепелин, изучавший проблему утомления, построил так называемую «кривую работы», отражав­шую зависимость продуктивности работы от ряда наиболее зна­чимых факторов в течение определенного времени. Он экспери­ментально показал, что в пределах непродолжительного времен­ного промежутка производительность зависит от следующих фак­торов: упражнения, утомления, стимуляции, имеющей место в начале и при окончании работы, привыкания к работе и напряже­ния воли. Причем направленность действия этих факторов раз­лична, и «кривая работы» — интегральный показатель, результи­рующая действия перечисленных разнонаправленных сил.

Внимание современных исследователей к этой проблеме обус­ловлено развитием высокотехнологичных отраслей промышлен­ности, транспорта, военного дела, в которых человек нередко тру­дится на пределе своих психофизиологических возможностей, а поддержание высокой работоспособности является важным усло­вием обеспечения безопасности эксплуатации сложных техниче­ских систем. Особые условия труда этих категорий работников со­здают предпосылки внезапных нарушений работоспособности, иногда сопровождающихся потерей сознания. Например, у лет­чиков боевой авиации это могут быть нарушения, обусловленные влиянием кислородного голодания (гипоксии), болезнью движе­ния (укачиванием), пилотажными перегрузками, у машинистов поездов — монотонным характером работы.

Сегодня научная актуальность проблемы обусловлена необхо­димостью разработки системы организационных, медицинских, социально-гигиенических, психологических и экономических мероприятий по поддержанию и коррекции работоспособности человека и составлением долгосрочных прогнозов ее изменения. Решение этих задач невозможно без установления механизмов и закономерностей динамики работоспособности, выработки мно­гомерных критериев ее оценки.

7.1. Виды работоспособности

Специалистами предлагаются несколько классификаций работоспособности. По отношению к решаемой работником задаче можно выделить максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность. В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности, описываемое с помощью соответствующей «кривой» (см. ниже).

Выделяют работоспособность умственную и физическую. При тяжелых физических нагрузках первично страдают мышцы, а при умственной — центральная нервная система. Тем не менее, столь прямолинейное разделение противоречит опыту физиологии и спортивной медицины и поэтому вряд ли может считаться верным. Ю. Р. Бобков и В.И.Виноградов указывают, что в обоих видах работоспособности наблюдается много общих моментов. В частности, при снижении физической работоспособности страдают соответствующие группы клеток центральной нервной системы.

В физической работоспособности выделяют силовую, выносливую и скоростную. Эти виды работоспособности изучались, главным образом, в сфере спортивной медицины, ибо представители различных видов спорта достигают наивысших результатов в случае тренировки специфичной для определенного вида спорта работоспособности. Например, стайер и спринтер нуждаются: один — в выносливой работоспособности, а другой — в скоростной.

Некоторые авторы выделяют виды работоспособности по характеру преимущественного вовлечения в деятельность органов и анализаторных систем, оцениваемых посредством составления профессиограммы. Например, для работы дефектоскопистов (работников, чья деятельность связана с просмотром большого числа деталей) важно длительное время сохранять способность зрительного различения и оценки элементов проверяемых деталей. Поэтому говорится о зрительной работоспособности, которая в данном случае всецело определяет эффективность выполнения трудовой задачи. Необходимо отметить, что проблема поддержания зрительной работоспособности в настоящее время приобрела особую актуальность в связи с широким распространением на рабочих местах персональных компьютеров.

Вместе с тем ряду авторов (Н.М.Рудный, В.А.Бодров) представляется спорной правомерность применять такое понятие, как «зрительная, двигательная и т.п. работоспособность», так как, по их мнению, «категория работоспособности — интегральное свойство человека, а не характеристика уровня функционирования какой-либо системы организма».

7.2. Стадии работоспособности

Традиционно выделяют следующие стадии работоспособно­сти: врабатываемость, оптимальная работоспособность, компен­сируемое и некомпенсируемое утомление, конечный «порыв» (Е.А.Деревянко). Выделение этих стадий основывается, главным образом, на показателях внешней результативности деятельности (рис. 8).

Период врабатываемости (1) — стадия работоспособности, ха­рактерная для начала работы, когда работник, если можно так вы­разиться, «втягивается» в работу, на начальном этапе еще не обес­печивая максимальных показателей в труде.

Стадия оптимальной работоспособности (2) — период, харак­теризующийся стабильными максимальными показателями про­изводительности, субъективным состоянием комфорта. Задача ру­ководителей и специалистов, ответственных за организацию тру да персонала, состоит в обеспечении максимальной продолжитель­ности этой стадии.

 

 

 

Период полной компенсации (3) — стадия, на которой начинает развиваться утомление, так как работник уже израсходовал часть психофизиологических ресурсов. Продолжение работы на задан­ном уровне достигается усилием воли. Причем если в начальный период этой стадии качество работы не страдает, поддержание ра­ботоспособности обеспечивается волевой компенсацией, то в дальнейшем в период неустойчивой компенсации (4) — снижает­ся и качество деятельности, когда волевые усилия работника не в состоянии компенсировать расходуемые в процессе деятельности психофизиологические ресурсы. Субъективно на этой стадии фор­мируется чувство усталости.

Конечный «порыв» (5) — стадия, характерная для высокомоти­вированной работы, на которой волевые усилия позволяют под­нять снижающуюся производительность труда.

Прогрессивное снижение продуктивности при продолжении работы (6) — заключительный период.

Более глубокий анализ изменений в функционировании обес­печивающих деятельность физиологических систем позволяет проследить более дифференцированную динамику стадий рабо­тоспособности: мобилизации, первичной реакции, гиперкомпенсации, компенсации, субкомпенсации, декомпенсации, сры­ва. В зависимости от вида труда, индивидуальных особенностей, состояния здоровья, профессиональной подготовленности про­должительность, чередование и степень выраженности отдельных стадий могут меняться в значительных пределах вплоть до выпа­дения некоторых из них. Соотношение продолжительности стадий работоспособности — один из показателей оптимальности организации процесса деятельности. В идеале развитие у работника стадий декомпенсации и тем более срыва вообще не должно допускаться.

На рис. 8 показаны четыре кривые, обозначенные латинскими цифрами. I — уровень максимальных возможностей; отражает динамику производственного потенциала работника. II — уровень продуктивности деятельности, т.е. реальная производительность труда, измеряемая конкретными показателями. Это и есть собственно «кривая» работоспособности. III — уровень эмоциональ­ного напряжения, оцениваемого в относительных единицах. Об­ращает на себя внимание тот факт, что этот показатель растет вме­сте с появлением и ростом кривой IV — уровнем утомления. Это соотношение кривых отражает полученные в многочисленных экспериментах факты, говорящие о том, что для компенсации раз­вивающегося утомления (начинающегося с третьей стадии) необ­ходимы усилия эмоционально-волевой регуляции. Только в этом случае (и то до определенного предела — стадий неустойчивой компенсации и прогрессирующего снижения продуктивности) работоспособность может поддерживаться на приемлемом уров­не.

Необходимо отметить, что условное «расстояние» между кри­выми I и II, а также другими кривыми графика весьма различает­ся для различных специальностей. Скажем, работа бухгалтера в периоды плановой деятельности не связана с экстремальными психоэмоциональными нагрузками, тогда как обычная деятель­ность, например летчика, протекает в условиях, требующих мак­симальной работоспособности. Поэтому «цена» снижения рабо­тоспособности (как и цена ошибки) различна у этих категорий ра­ботников.

В рамках указанных циклов выделяются более мелкие флукту­ации работоспособности, обусловленные, главным образом, ко­лебательными изменениями процессов внимания, обмена веществ, которые характерны для любого организма.

7.3. Способы оценки работоспособности

Уровень работоспособности проявляется в комплексе показа­телей, характеризующих эффективность (производительность, продуктивность) и качество профессиональной деятельности, а также функциональные реакции организма и субъективное состо­яние работника. И если профессиональные показатели являются внешними (производственными) критериями наличного уровня работоспособности, то функциональные показатели отражают психологическую и физиологическую «цену» деятельности. «Цена» деятельности — эта та степень напряжения функционирования психофизиологических систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, нейрогуморальной, выделительной и др.), которая необходима для достижения заданного уровня эффективности.

Прямые показатели характеризуют эффективность и надеж­ность выполнения профессиональных задач или отдельных дей­ствий и операций. В свою очередь прямые показатели работоспо­собности подразделяются на показатели выполнения реальных профессиональных задач (число обработанных деталей, сшитой одежды и проч.) и так называемых рабочих тестов (В. А. Бодров). Рабочие тесты — это стандартизированные по объему, времени и условиям выполнения рабочие задания, представляющие собой по содержанию отдельные элементы рабочей деятельности (напри­мер, тесты на слежение, считывание приборной информации с фотомакетов, прием и передача азбуки Морзе и т.п.).

Косвенные показатели работоспособности делятся на показа­тели текущего функционального состояния организма и его ре­зервных возможностей. Первые регистрируются объективно в со­стоянии покоя или в процессе деятельности путем физиологиче­ских, психологических, биохимических и других измерений, а так­же субъективно — с помощью беседы, заполнения анкет, опрос­ников и т. п. (Более подробно об этих методах см. в гл. 2.)

Показатели резервных возможностей организма определяются при проведении функциональных нагрузочных проб, которые ха­рактеризуют, в первую очередь, степень напряжения и уровень компенсаторных возможностей различных систем организма, при выполнении дополнительных задач на фоне основной деятельно­сти, введении отказов техники в ходе выполнения задания на тре­нажере и т. п. В частности, в эксперименте хорошо себя зареко­мендовал блок «Резервы» аппаратуры «Физиолог-М», посредством которого на специальном устройстве оператору предъявлялись два типа дополнительных (к основной деятельности) задач. В одном случае это красная, зеленая и желтая лампочки, на загорание ко­торых необходимо реагировать нажатием соответствующих кно­пок на выносном пульте. В другом — это комбинация из двух цифр, и оператору нужно ответить на вопрос о четности-нечетности сум­мы представленных цифр также нажатием соответствующих кно­пок.

Иногда встает вопрос о ретроспективной экспертизе уровня работоспособности человека, что бывает необходимо в случае со­вершения техногенных аварий и катастроф. Примером таких си­туаций является расшифровка так называемых «черных ящиков» после аварий самолетов, на которых регистрируются основные параметры полета и радиообмен летчика с наземными службами управления воздушным движением. Материалы радиообмена под­вергаются семантическому (особенности словоупотребления), психолингвистическому (уровень и целенаправленность речевой активности), физиолого-акустическому анализу (темп речи, латент­ный период речевых ответов и включения тангенты радиоперего­ворного устройства). Материалы экспертиз позволяют давать за­ключение о степени сохранности работоспособности оператора.

7.4. Детерминанты работоспособности

Важный практический вопрос — выявление причин и предпо­сылок, определяющих уровень и устойчивость работоспособно­сти, а также ее динамику. Одними из главных психофизиологи­ческих предпосылок снижения работоспособности человека яв­ляются неблагоприятные психофизиологические состояния (в ча­стности, утомление, переутомление). Однако, как правило, даже при развитии этих состояний человек за счет волевой регуляции деятельности способен поддерживать работоспособность на при­емлемом уровне довольно продолжительное время. Поэтому важ­но так планировать деятельность персонала, чтобы человек имел возможность посредством механизмов эмоционально-волевой регуляции поддерживать работоспособность на приемлемом уровне.

Работоспособность, как упоминалось, — системное качество, характеризующее субъект труда, уровень которого определяется большим числом факторов, относящихся к особенностям органи­зации работы и самого работника (функциональным состоянием организма и величиной его резервных возможностей; профессио­нальным опытом и подготовленностью; направленностью лично­сти, т.е. характером и степенью выраженности потребностей, ус­тановок и мотивов деятельности и рядом других факторов). Зна­ние и полноценный учет этих факторов позволяет обеспечить под­держание работоспособности сотрудников на оптимальном уров­не в течение продолжительного времени. Все факторы, влияющие на работоспособность, можно разделить на физиологические, пси­хологические и профессиональные.

Физиологические детерминанты работоспособности. Выде­ляют три таких фактора.

Первый фактор — флуктуации параметров функционирования организма, в частности изменения уровня лабильности сложных нервных структур, температуры тела, скорости деления клеток, хи­мических показателей крови (уровня гормонов, ферментов и дру­гих веществ) и т.п. Исходный уровень активности физиологиче­ских систем, обеспечивающих выполнение трудовых операций, претерпевает существенные циклические изменения (В.А. Бодров, С. А. Косилов, Г. Салвенди). Это естественный процесс, в той или иной мере присущий любому живому организму. Периодичность этих изменений различна — от нескольких минут до нескольких лет. Наибольшее значение имеют так называемые циркадианные (от лат. circa — около и dies — сутки) (их еще называют циркадны-ми) ритмы активности, отражающие изменения в суточном цик­ле. К этим ритмам, обусловленным сменой дня и ночи, «привяза­на» жизнедеятельность большинства организмов на земле. У че­ловека все психофизиологические системы настроены на работу в светлое время суток и на отдых — в темное. Такая внутренняя биологическая система хронометрирования называется «эндоген­ными часами», или осциллятором.

Циркадианная система достаточно стабильна. Например, че­ловек, находящийся непрерывно в течение нескольких недель без часов и с полной свободой распоряжаться своим временем, выби­рает «свой» ритм, близкий к продолжительности суток. Характер влияния этих ритмов на качество выполнения задач особенно от­четливо был показан в экспериментах, в которых изучалась дина­мика работоспособности в режиме непрерывной деятельности (Г. М. Зарковский, В. Н. Ступницкий). Экспериментально было ус­тановлено, что в суточной активности периоды времени 2 —4 часа ночи и 3 — 4 часа дня являются наиболее неблагоприятными для трудовой деятельности, так как в это время отмечается наиболее значительное ухудшение работоспособности. В это же время, как показывает практика, отмечаются «пики» ошибочных действий. (В. В. Козлов). В других экспериментах было показано, что в ран­ние утренние часы температура тела человека, скорость реакции и задачи на бдительность имеют наименьшие значения в суточ­ном цикле.

Важнейшим естественным «задатчиком» времени для человека является солнечная активность (смена дня и ночи). Поэтому пе­ремещения человека в другие часовые пояса вызывает состояние рассогласования внутреннего ритма и природного (смены дня и ночи), что может негативно отразиться на работоспособности че­ловека. Такое явление называется десинхроноз.

Десинхроноз это состояние человека, связанное с наруше­нием суточной периодики физиологических и психических фун­кций при смене часовых поясов и проявляющееся слабостью, вялостью, бессонницей в ночные и сонливостью в дневные часы, понижением работоспособности (В.В.Козлов). Наиболее час­то это состояние наблюдается у работников транспорта, пересе­кающих несколько часовых поясов (пилотов и стюардесс, маши­нистов и проводников поездов дальнего следования), а также ра­ботников, отправившихся в командировку. Если человек после 1 — 2 суток пребывания в измененном часовом поясе возвращается в исходную точку, то это не ведет к развитию адаптационных изме­нений. Если пребывание в условиях «чужого» часового пояса до­статочно продолжительно (более 3-х суток), то это приводит к пе­рестройке биологических ритмов, «подстраивающихся» под новые временные условия. Заканчивается такая «подстройка», в основ­ном, к исходу 5-х суток. Работа, связанная с частыми, даже непро­должительными по времени, сменами часовых поясов, довольно напряженная, сопровождается интенсивным расходованием фун­кциональных ресурсов работника.

Пример влияния годовых ритмов: работоспособность челове­ка в зимний период в целом ниже, чем в летний, что обусловлено многими факторами и, прежде всего, сокращением продолжитель­ности светового дня. Цикличность изменения работоспособнос­ти проявляется также в изменениях, «привязанных» к отпуску. Эти изменения были изучены на примере деятельности летчиков (В.А..Пономаренко, С.А.Бугров и др.). В период после отпуска (примерно 1 — 1,5 месяца) отмечается недостаточная работоспо­собность (своеобразный период «врабатывания»). Известна не­дельная динамика работоспособности — наилучшие показатели труда отмечены в середине недели.

Второй фактор, определяющий преимущественно динамику работоспособности, — скорость расходования энергетических ре­сурсов организма в процессе работы, что обусловлено характером самой выполняемой работы. Понятно, что интенсивная, связан­ная с ускоренным расходованием ресурсов, трудовая деятельность скорее приведет к снижению работоспособности, чем легкая. Ха­рактер выполняемой работы служит основанием для разделения труда по степени тяжести (см. гл. 9). В свою очередь учет показате­лей интенсивности труда, скорости расходования ресурсов явля­ется основой для нормирования труда.

Третий фактор — состояние физиологических систем. Наруше­ния функционирования физиологических систем становятся при­чиной снижения работоспособности. Для характеристики способ­ности функциональных систем организма человека обеспечивать выполнение трудовой деятельности используется понятие «физи­ологические резервы» — выработанная в процессе эволюции адап­тационная способность органа или системы и организма в целом усиливать интенсивность своей деятельности по сравнению с со­стоянием относительного покоя в ответ на рабочую нагрузку.

Многочисленными исследованиями установлено, что сниже­ние работоспособности может быть обусловлено целым рядом функциональных нарушений в организме. К ним относятся бо­лезненные и предболезненные состояния, их остаточные явления, функциональные расстройства, вызванные воздействием неблагоприятных санитарно-гигиенических факторов обитания, хро­ническое утомление и переутомление, нервно-психическая напря­женность, а также ряд психических состояний, таких как доми­нантное, дремотное, состояния преждевременной психической демобилизации, эйфории, фобии и др.

В настоящее время актуальной стала проблема употребления ряда психоактивных веществ (алкоголя, лекарств, наркотиков), что также приводит к снижению работоспособности. Об этом гово­рят, например, судебно-медицинские исследования останков после авиационных катастроф, свидетельствующие о значительной доле пилотов, у которых обнаружены следы употребления психоактивных и других лекарственных средств, потенциально снижающих операторские функции человека. К таким веществам относятся, например, некоторые гипотензивные средства (понижающие дав­ление), антигистаминные (используемые при аллергических ре­акциях и состояниях), снотворные и успокоительные. Имеет мес­то употребление алкоголя и наркотических средств работниками на производстве и на транспорте. Притчей во языцех стало упо­требление алкоголя за рулем автомобилей, что многократно по­вышает риск возникновения дорожно-транспортных происше­ствий.

В целях минимизации влияния данного фактора на работоспо­собность работника в некоторых видах трудовой деятельности при­нята система медицинского контроля персонала, заступающего на смену (дежурство). В частности, предрейсовый медицинский ос­мотр проходят водители общественного транспорта, машини­сты, диспетчеры и ряд других категорий работников железнодо­рожного транспорта, пилоты самолетов, операторы электростан­ций, диспетчеры системы управления воздушным движением и др. В тех областях профессиональной деятельности, где цена ошиб­ки человека особенно высока, необходимо минимизировать ве­роятность совершения этой ошибки человеком со сниженной ра­ботоспособностью, что достигается посредством «входного» (предсменного, предрейсового, предполетного) контроля персонала.

Порядок проведения таких обследований определяется феде­ральным органом исполнительной власти в области здравоохра­нения (Министерство здравоохранения и социального развития РФ). Как правило, медицинские обследования включают внешний осмотр (состояние кожных покровов, слизистых), определение па­раметров гемодинамики (частота пульса и величина артериально­го давления), а также в ряде случаев выявление признаков упо­требления алкоголя. Для этих целей используются специальные алкотестеры, определяющие содержание паров алкоголя в выды­хаемом воздухе. Следует подчеркнуть, что использование алкоте-стеров позволяет лишь заподозрить факт употребления алкоголя, не заменяя наркологической экспертизы, которая должна прово­диться в специализированном лечебном учреждении, имеющем на данный вид деятельности соответствующую лицензию.

Психологические детерминанты. Это те факторы, которые характеризуют субъект деятельности и влияют на время поддер­жания высокой способности к труду. К ним относят:

1)    индивидуально-психологические качества. Н.А.Добролюбов говорил: «Нет людей бесталанных, есть люди неуместные». В гла­ве 5 шла речь о профессиональной пригодности, психологиче­ский аспект которой устанавливает степень соответствия психо­физиологических качеств работника и требований профессии. Те работники, у которых рассогласование требований профессии и собственных качеств выражено наиболее сильно, в работе будут испытывать существенные трудности. Например, работники локомотивных бригад, не обладающие достаточной выраженностью такого профессионально-важного качества, как устойчивость к монотонии, быстрее теряют работоспособность, необходимую для эффективного выполнения производственных задач, что выражается в большем количестве браков этих работников;

2)    направленность личности специалиста — характер и степень выраженности потребностей, установок и мотивов деятельности; устойчивость эмоционально-волевой сферы.

Профессиональные детерминанты. Это факторы, характеризующие процесс, средства и условия профессиональной деятельности, а также характеристики субъекта труда, обусловливающие качество выполнения работы в течение заданного времени. Их можно сгруппировать в следующие классы.

Санитарно-гигиенические, микроклиматические условия работы. Чем хуже эти условия, тем быстрее работник расходует необходимые для выполнения деятельности психофизиологические ресурсы. Тем быстрее у него развиваются неблагоприятные психиче­ские состояния и соответствующее снижение работоспособности. Именно поэтому для отдельных категорий работников трудовым законодательством установлен сокращенный рабочий день.

Эргономические характеристики рабочего места. Их значе­ние хорошо иллюстрируют различия, которые водители автомо­биля отмечают в длительной поездке в машинах с хорошей и пло­хой эргономикой.

Режим труда и отдыха работника. Традиционным счита­ется такая организация труда, при которой рабочая смена при­ходится на день и длится не более 8 часов (законодательство Рос­сийской Федерации устанавливает продолжительности рабочей недели в 40 часов, в ряде стран Евросоюза — еще меньше). Тем не менее все большее распространение получает организация труда, включающая ночные смены. Например, в США каждая третья семья имеет работника, который трудится на сменной ра­боте, предполагающей выход в вечерние и даже ночные часы. Очевидно, что скользящий график работы, когда работник тру­дится циклами «день — вечер — ночь», вызывает необходимость постоянной перенастройки функциональных систем организма. Многочисленные исследования показали, что при выполнении некоторых заданий, требующих постоянной бдительности (кон­троль качества, мониторинг), отмечается снижение качества при работе в третьей (ночной) смене. Работоспособность в третьей смене может снижаться из-за попадания на соответствующую фазу циркадианного цикла, а также в результате нарушений сна, которые практически неизбежны при данной форме организа­ции работы.

Есть и другие формы организации сменной работы (например, работа сутками), когда в силу развития утомления наступает сни­жение работоспособности.

Профессиональный опыт и подготовленность — уровень раз­вития, пластичность, устойчивость специальных знаний, навыков, умений. Новичок, не владеющий твердо навыками трудовых опе­раций, будет уставать существенно больше профессионала со ста­жем, соответственно, темп снижения работоспособности будет у него существенно выше.

7.5. Психофизиологические предпосылки поддержания работоспособности

Повышать или поддерживать работоспособность за счет пред­отвращения нарушений функционального состояния организма или нормализации (коррекции) измененного в процессе деятель­ности состояния возможно по трем основным направлениям.

1. Проведение профессионального медицинского и психологи­ческого отбора кандидатов на обучение конкретным професси­ям и периодического медико-психологического освидетельство­вания специалистов. В ходе этих мероприятий можно выявить от­рицательно влияющие на работоспособность неблагоприятные индивидуальные особенности организма, выраженные в состоя­нии здоровья, уровне физического развития и подготовленности, чертах характера и темперамента, психических состояниях и т.д.

2.   Оптимизация, совершенствование объекта, содержания, условий и организации деятельности за счет учета психологи­ческих, физиологических, антропометрических и других особен­ностей и возможностей человека в системе «человек—машина— среда». Рациональная конструкция рабочего места и его элемен­тов, компоновка оборудования с учетом логики процесса управления, хороший обзор приборов и досягаемость органов управле­ния создают благоприятные условия не только для эффективной работы, но и для поддержания нормального функционального состояния работника.

Профилактике функциональных нарушений и снижения рабо­тоспособности способствуют создание оптимальных условий оби­тания на рабочем месте, использование эффективных средств за­щиты от воздействия неблагоприятных факторов среды, форми­рование здорового психологического климата в коллективе и т.д. Для предотвращения чрезмерного утомления важное значение имеет достижение рационального уровня автоматизации процес­сов управления, способствующего уменьшению информационной и физической загрузки, снижению темпа работы, т.е. оптимиза­ции процесса деятельности. Большую роль в обеспечении высо­кой работоспособности играет совершенствование организации деятельности, а именно создание рационального режима труда, от­дыха и питания, обеспечение оптимальной рабочей нагрузки, раз­работка программ подготовки с учетом не только обучающего эф­фекта, но и функциональной загрузки обучающихся.

3. Приемы непосредственного, прямого воздействия на че­ловека, такие как индивидуальная регламентация профессиональ­ной деятельности, активный отдых и физическая подготовка, пси­хогенные, физиолого-гигиенические, электрофизиологические, фармакологические, физические средства и методы.

Для некоторых профессий (водители транспорта, летчики, во­долазы и др.) наиболее доступным и эффективным средством профилактики функциональных нарушений и поддержания работоспособности на высоком уровне является регламентация профессиональной деятельности с учетом индивидуальных осо­бенностей конкретного специалиста. При таком подходе к орга­низации режима труда, отдыха и питания, а также к планирова­нию профессиональной нагрузки должны учитываться профес­сиональные, психологические, физиологические качества специ­алиста, его текущее функциональное состояние. Знание этих ха­рактеристик, а также особенностей, степени сложности предсто­ящей работы позволяет регламентировать деятельность таким образом, чтобы интенсивность нагрузки, периодичность, после­довательность и длительность выполнения отдельных заданий, продолжительность отдыха обеспечивали выполнение рабочего задания, формирование, совершенствование и поддержание на должном уровне профессиональных навыков, функциональную тренировку организма и не вызывали нарушений функциональ­ного состояния.

В исследованиях установлено, что использование психофизио­логических рекомендаций по регламентации деятельности летчика позволяет индивидуально нормировать количество и длитель­ность полетов в летный день, общий налет в часах, продолжитель­ность перерывов для отдыха между полетами, что в конечном ито­ге способствует профилактике переутомления и предупреждению кумуляции неблагоприятного влияния факторов полета, полному и быстрому восстановлению нормального функционального со­стояния и длительному поддержанию работоспособности на тре­буемом уровне.

В связи с тем, что при напряженной операторской деятельно­сти возникают умственное и эмоциональное утомление, нервно-психическое перенапряжение, а при кумуляции этих явлений — астенизация организма и даже невротические расстройства, дей­ственным средством их профилактики и восстановления нормаль­ного функционального состояния является организация активного отдыха. В специальной литературе обоснованы формы и содержа­ние активного отдыха (утренняя физическая зарядка, тренировки на спецснарядах, спортивные игры, пешеходные прогулки и т.д.) и показано благотворное его влияние на профессиональную ра­ботоспособность.

Как известно, физическая подготовка направлена на совершен­ствование общефизических качеств (выносливости, силы, скоро­сти, ловкости) и развитие специальных качеств (эмоциональной устойчивости, объема и распределения внимания, устойчивости к гиподинамии, вестибулярным воздействиям и т.п.), необходи­мых для выполнения профессиональных заданий в специфичес­ких условиях операторской деятельности. В последние годы зна­чительное внимание уделяется разработке упражнений и их ком­плексов для формирования профессионально значимых физиче­ских и психических качеств, обеспечивающих необходимый уро­вень работоспособности. Для поддержания работоспособности летных экипажей в длительных полетах предложены упражнения, основанные на использовании локальных, статических или крат­ковременных динамических нагрузок.

Одним из методов психогенного управления функциональным состоянием и соответственно работоспособностью является ауто­генная тренировка, различные варианты которой нашли широ­кое применение в клинической практике, в спортивной медици­не, в физиологии труда. В качестве психогенного средства, спо­собствующего снятию чрезмерного эмоционального напряжения, релаксации или психической активации и в конечном итоге уско­рению «врабатываемости», повышению работоспособности и со­кращению периода восстановления нормального функционально­го состояния, все шире используется на производстве функцио­нальная музыка. В основе благотворного влияния музыки на работоспособность и вообще на жизнедеятельность организма  лежит ее способность вызывать положительные эмоции, стиму­лировать ритмику деятельности ряда функций. Однако психоло­гам, физиологам, искусствоведам и другим специалистам еще пред­стоит глубоко изучить разнообразные эффекты воздействия музы­ки, «включенной» в производственный процесс и процедуру отды­ха, и обосновать научные рекомендации по ее использованию.

4. Применение фармакологических средств. Современная фармакология располагает арсеналом средств повышения, сохра­нения и восстановления работоспособности. Как правило, эти ве­щества близки или совпадают по своему составу с биологически активными веществами (нейромедиаторами, гормонами и их ме­таболитами). Все средства можно объединить в несколько групп: а) лекарственное ускорение и повышение адаптации; б) фармако­логическая профилактика и терапия хронического утомления и психической депрессии при длительной работе; в) лечение и про­филактика острого утомления при критических ситуациях.

В настоящее время проводится изыскание стимуляторов в це­лях:

1) мобилизации резервных возможностей организма. Это «психоаналептики». Они используются однократно и в особо крити­ческих ситуациях. Например, фенамин, первитин, кофеин и др.;

2)     восстановления физической и умственной трудоспособно­сти. Это класс препаратов, именуемых «психоэнергизаторы» (гептаминол, деанол и др.);

3)     сохранения работоспособности в сложных условиях (например, при кислородной недостаточности, изменении газовой среды, температуры и т. п.) за счет положительного влияния на энергетический обмен. Подобные средства получили название «актопротекторы»;

4)     ускорения и закрепления адаптации и торможения развития утомления. Это группа так называемых «адаптогенов» (например, растительного происхождения: женьшень, элеутерококк и др.).

Таким образом, работоспособность человека — сложное сис­темное образование, испытывающее влияние многих уровней ре­гуляции жизнедеятельности. Верхний уровень — мотивации и пси­хической регуляции деятельности — программирует содержание предстоящей человеку работы и вместе с тем регулирует ее выпол­нение. Он буквально определяет, что и как надо делать. Следую­щий уровень можно назвать биологическим, или (как он назывался раньше) организменным. Данный уровень регуляции работоспо­собности зависит от верхнего уровня, но вместе с тем лимитирует его. Это уровень закономерного распределения максимумов и ми­нимумов в работоспособности человека.

Произвольно регулируются и смещаются во времени мини­мумы и максимумы работоспособности. Это достигается путем использования как верхнего психического уровня регуляции со­стояний человека, так и более низкого клеточного и субклеточ­ного уровней. При этом регуляция работоспособности на суб­клеточном уровне может оказывать влияние на вышележащие уровни, в том числе и на психический мотивационно регулиру­ющий и программирующий. Ведущим в регуляции работоспособ­ности является социальный уровень, он фактически и затраги­вает все нижележащие уровни регуляции работоспособности. Та­ким образом, современная психологическая наука показывает, как и с помощью чего можно управлять работоспособностью че­ловека.

Под эмоциональной регуляцией понимают способность опера­тора к поддержанию и сохранению необходимого уровня работо­способности в условиях воздействия факторов эмоционального стресса. Изменения функционального состояния, проявляющие­ся в снижении уровня эмоциональной регуляции, характеризуют­ся повышенной вероятностью «срывов» деятельности и адекват­ного личностного реагирования в условиях действия стрессоген-ных факторов.

Динамический контроль функционального состояния и про­фессиональной работоспособности работников с учетом органи­зационных особенностей их деятельности базируется на следую­щих основных теоретических принципах:

-динамика показателей функционального состояния и профес­сиональной работоспособности специалистов-операторов в пери­од длительного рабочего цикла имеет фазный характер;

-    изменение физиологических и психофизиологических пока­зателей организма (косвенных критериев работоспособности) предшествует ухудшению эффективности деятельности (прямых показателей работоспособности);

-    при выборе тестовых нагрузок для оценки функционального состояния и профессиональной работоспособности работников должны учитываться психофизиологические особенности их дея­тельности.

Таким образом, работоспособность, понимаемая как потен­циальная возможность индивида выполнять целесообразную де­ятельность на заданном уровне эффективности в течение опре­деленного времени, является важной характеристикой работаю­щего человека. Работоспособность претерпевает существенные изменения в ходе рабочей смены, в недельном и годовом рабочих циклах.

Выделяются физиологические, психологические, производ­ственные факторы, определяющие уровень и динамику работос­пособности. Их учет помогает разрабатывать мероприятия про­филактической направленности.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. Что такое работоспособность?

2.     Что такое «кривая работоспособности»?

3.     Какие виды работоспособности вы знаете?

4.     Дайте характеристику стадий работоспособности.

5.     Дайте характеристику методам оценки работоспособности.

6.     Охарактеризуйте физиологические детерминанты работоспособно­сти.

7.     Охарактеризуйте психологические детерминанты работоспособно­сти.

8.     Охарактеризуйте профессиональные детерминанты работоспособ­ности.

9.     Назовите психофизиологические предпосылки поддержания рабо­тоспособности.

 

 

Глава   8

Психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности

Профессиональная деятельность работников ряда профессий протекает в уникальных условиях, связанных с опасностью для жизни (пожарные, спасатели, шахтеры, летчики), высокой психологической «ценой» принимаемых решений (управленцы, операторы систем вооружения), высоким темпом деятельности, монотонностью работы при длительном ожидании полезного сигнала (машинисты поездов), совмещением различных по цели действий в одной деятельности, переработкой больших объемов и потоков информации. Предложены критерии отнесения труда к категории особых и экстремальных условий и определена их роль в психической регуляции деятельности. Кроме того, принято различать экстремальные условия и сверхэкстремальные. Сверхэкстремальные условия связаны с патологическими изменениями организма работника, с отказами, с полной невозможностью продолжать деятельность. Экстремальные условия деятельности предъявляют повышенные требования к работнику.

8.1. Экстремальные факторы труда

Все экстремальные факторы труда можно объединить в несколько групп.

1. Физические факторы рабочей среды: факторы пространства (барометрическое давление, газовый состав воздушной среды, тем­пература, различные виды ионизирующей и неионизирующей ра­диации и др.); неблагоприятные микроклиматические условия (перегрузки, шумы, вибрация, высокие скорости и др.); факторы замкнутого объема (критерии отнесения работы к классу вредных представлены в приложении).

2.    Факторы, обусловленные сложными алгоритмами деятель­ности.

3.  Факторы, обусловленные высокой вероятностью и чрезвы­чайными последствиями аварийных ситуаций, которые представляют собой внезапное осложнение деятельности, требующее сроч­ного вмешательства человека для принятия неотложных мер по не­допущению перехода ситуации в критическую.

4. Факторы, связанные с опасностью для жизни (пожарные, спасатели, шахтеры, милиционеры и др.).

В литературе, помимо понятия «экстремальные условия дея­тельности», часто встречаются такие понятия, как «особые», «за­трудненные», «необычные» и т.д. условия. Понятие «особые усло­вия деятельности» справедливо для тех ситуаций, когда деятель­ность сопряжена с эпизодическим (т.е. непостоянным) действи­ем экстремальных факторов (или с определенной вероятностью их возникновения), а экстремальные условия характеризуют дея­тельность при постоянном действии этих факторов.

Изучение деятельности в особых и экстремальных условиях направлено на решение следующих задач:

1) установление предельно допустимых характеристик экстре­мальных факторов, начиная с которых представляется угроза эф­фективному осуществлению деятельности;

2)     оценку (измерение) функциональных состояний работника, показателей качества деятельности. При этом рассматриваются изменения характеристик психических функций и состояний, ра­ботоспособности, эффективности деятельности и т.д.

3)     установление факторов, от которых зависит успешность де­ятельности в экстремальных условиях;

4)     разработку средств защиты от экстремальных факторов ра­бочей среды, нормирование продолжительности деятельности подобного рода.

Деятельность человека в особых и экстремальных условиях яв­ляется причиной формирования неблагоприятных психофизио­логических состояний (см. гл. 10). А.Б.Леонова и В.И.Медведев считают, что экстремальными являются такие условия или факто­ры, воздействие которых приводит к состоянию динамического рассогласования. Состояние динамического рассогласования ха­рактеризуется нарушением адекватности физиологических и по­веденческих реакций. Л. Г. Дикая и Л.П.Гримак подчеркивают важное значение регуляции состояния человека-оператора в эк­стремальных условиях, в которых «не сформировались необходи­мые функциональные состояния и требуется время для их адапта­ции и реорганизации». В частности, экстремальные и особые ус­ловия деятельности приводят к возникновению психической на­пряженности, у которой выделяют три вида: оптимальную, эк­стремальную, сверхэкстремальную. При этом экстремальная на­пряженность связана с условиями, требующими мобилизации «бу­ферных» резервов организма, а сверхэкстремальная возникает при обстоятельствах, требующих «аварийных» резервов.

 

8.2. Общий адаптационный синдром

Приступая к рассмотрению материала, касающегося проблем адаптации, необходимо помнить, что начало любой деятельности, а не только протекающей в экстремальных условиях, является для работника сложным и ответственным этапом. На нем происходят существенные изменения функционирования организма, затра­гивающие различные психофизиологические системы, трансфор­мирующие многие жизненные стереотипы. Весь комплекс изме­нений такого рода называется адаптацией.

Понятие «адаптация» (от лат. adaptatio приспособление) в настоящее время используется в биологии, философии, социоло­гии, социальной психологии, этике, педагогике и др. Первоначаль­но оно означало приспособление функций организма животных к условиям окружающей среды. Человек как часть животного мира также обладает приспособительными функциями, которые запро­граммированы в генетическом коде как фактор самосохранения. Многие из этих функций реализуются автоматически, без участия сознательных уровней регуляции поведения. В этом случае гово­рят о поддержании гомеостаза (постоянства внутренней среды организма).

Адаптация — одно из ключевых понятий комплекса наук о че­ловеке, ибо именно адаптация обеспечивает возможность суще­ствования человека в постоянно меняющихся условиях окружа­ющей среды через гармоничное приспособление организма ин­дивида, опосредованное социальными процессами. Понятие адаптации связано с представлениями о постоянстве внутренней среды организма, сформулированными американским физиоло­гом У. Кэнноном. Человек является сложнейшей, многоуровне­вой, иерархически организованной системой, включающей, на­пример, молекулярный, клеточный, тканевой, органный, организменный, индивидуально-личностный и другие структурные уровни. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в сис­теме «организм — среда» возникают значимые изменения, и обес­печивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности фи­зиологических функций и поведенческих реакций. Адаптация, как правило, приводит к перестройке всех уровней организации человека. Это предполагает выделение соответствующих типов адаптации, отражающих изменения, происходящие на опреде­ленном структурном уровне. Вот почему целесообразно рассмот­рение комплекса изменений, происходящих на уровне психофи­зиологической организации человека (физиологическая и пси­хологическая адаптация), а также на уровне функционирования индивида в социуме (социально-психологическая адаптация), и кроме того, в качестве самостоятельного вида — профессиональ­ной адаптации.

Профессиональная деятельность в экстремальных ситуациях является для человека фактором, нарушающим процессы привыч­ного функционирования, а это требует соответствующей пере­стройки организма при определенном напряжении адаптацион­ных резервов. А. К. Маркова считает адаптацию одной из характе­ристик мотивационной сферы профессиональной деятельности. По ее мнению, профессиональная адаптация — это приспособ­ление человека к новым для него условиям труда (ее разновид­ность — производственная адаптация как приспособление к ус­ловиям конкретного труда в данной производственной группе). Профессиональная адаптация — важный этап профессионально­го становления работника (см. гл. 6). От профессиональной адап­тации надо отличать социально-психологическую адаптацию как приспособление личности к условиям социальной сферы в широ­ком понимании.

В целом человек адаптируется как целостная структура: как организм {физиологическая адаптация), как индивид (пси­хологическая адаптация), как личность (социальная адапта­ция), как субъект труда (профессиональная адаптация).

Комплекс изменений в ответ на неблагоприятное воздействие Г. Селье назвал общим адаптационным синдромом (ОАС), а само состояние человека — стрессом. Этот термин за последние деся­тилетия приобрел настолько широкую популярность, что потре­бовались специальные работы, определяющие рамки данного по­нятия и предлагающие специальные классификации различных видов стресса.

Основное внимание Г. Селье и его последователи уделяли био­логическим и физиологическим аспектам проблемы стресса. Наи­более часто встречается понимание стресса как физиологической реакции организма, в частности, реакции эндокринных желез, контролируемых гипофизом, на действие различных отрица­тельных факторов. В функциональном и морфологическом от­ношении стресс выражается общим адаптационным синдромом (ОАС) — совокупностью адаптационных реакций организма че­ловека и животных, носящих защитный, приспособительный ха­рактер и возникающих в ответ на значительные по силе и продол­жительности неблагоприятные воздействия — стрессоры.

ОАС имеет определенные и хорошо известные стадии: 1) реак­ция тревоги; 2) стадия сопротивления (резистентности), когда на­пряжением функционирования систем достигается приспособле­ние организма к новым условиям; 3) стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций. Третья стадия развивается в случае неэффективности адаптационных механиз­мов.

Под стрессорами принято понимать неблагоприятные, значи­тельные по силе и продолжительности внешние и внутренние воз­действия, ведущие к возникновению стрессовых состояний. К их числу относят сильные физические и психические травмы, боль­шие мышечные нагрузки, инфекции, ионизирующее излучение, резкие изменения температуры и др. Фактически любой фактор при превышении определенных порогов интенсивности превра­щается в стрессогенный. Продолжая дальнейшие исследования биохимических и физиологических аспектов проблемы стресса, Г. Селье подошел к изучению еще одной стороны стресса — пси­хологической. Психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было присвоено наименование «эмоциональный» стресс. В содержание этого термина включают и первичные эмоциональ­ные психические реакции, возникающие при критических пси­хических воздействиях, и эмоционально-психические синдромы, порожденные телесными повреждениями, и аффективные реак­ции при стрессе, и физиологические механизмы, лежащие в их основе. Популяризация понятия «стресс» в биологии и медицине и прямое перенесение его физиологического значения в психоло­гию привели к смешению психофизиологического и физиологи­ческого подходов к его изучению.

Р. Лазарус, развивая учение о стрессе, выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, свя­занный с реальным раздражителем (как правило, физическим — холод, тепло), и психологический (эмоциональный) стресс, при котором человек (на основе индивидуальных знаний и опыта) оце­нивает воздействующую ситуацию как угрожающую, трудную. Он ввел понятие «когнитивное оценивание», которое распространя­ется как на сам стрессогенный фактор (оценивается степень его угрозы благополучию субъекта), так и на способности индивида противостоять его разрушительному воздействию. В последние годы специалисты отмечают условность полного разделения фи­зиологического стресса и стресса психологического. В физиоло­гическом стрессе всегда есть психические элементы и наоборот. Термины «психологический стресс» и «эмоциональный» часто ис­пользуются как равнозначные, поскольку основной причиной психического (психологического) стресса является эмоциональ­ное возбуждение (Л.А. Китаев-Смык, А. Б.Леонова и др.). В пос­леднее время в особую группу выделен информационный стресс, который развивается при недостатках информационного обеспе­чения деятельности человека-оператора (В.А.Бодров).

Это состояние имеет множество отрицательных последствий для человека (рис. 9).

 


Рис. 9. Социальные, психологические и медицинские последствия стресса

Развитие психического стресса напрямую связано с формиро­ванием дезадаптивных проявлений (расстройств адаптации), которые выступают результатом взаимодействия двух групп факторов — внутренних (индивидуально-психологических) и внешних (ситуационных). Экстремальные воздействия на человека при­водят к сложной перестройке всех функциональных систем, от­ветственных за организацию целостного поведенческого ответа.

8.3. Уровни адаптации

Как уже упоминалось, адаптация — сложный процесс, затра­гивающий все уровни функционирования организма — физиоло­гический, психологический, социально-психологический, в том числе профессиональный. Поэтому важно понимать, какие изме­нения происходят на каждом из этих уровней.

На физиологическом уровне наблюдается напряжение функ­циональных компенсаторных систем, направленных на обеспече­ние адекватного реагирования в экстремальных условиях. На этом уровне функционируют механизмы нейро-гуморальной регуляции (напряжение симпато-адреналовой системы, выделение гормонов коры надпочечников, нейромедиаторов мозговых структур — гистамина, дофамина, ацетилхолина и др.), а также происходит вклю­чение отдельных органов и систем в стресс-реакции (сердечно-со­судистой, дыхательной, выделительной и т.д.).

На психологическом уровне отмечаются изменение, перестрой­ка психики индивида, процесс выработки новых динамических стереотипов, под которыми понимают устойчивую систему временных нервных связей (условных рефлексов), обеспечивающую определенную интенсивность и последовательность реакций орга­низма и психики на изменение внешних и внутренних воздей­ствий. Выделяют положительные и отрицательные реакции пси­хологической адаптации.

Положительные реакции представляют конструктивные реше­ния, преодоление препятствия, мешающего достижению цели. Эффект достигается путем усиления стремления, направленного на разрешение проблемы. Отрицательные реакции фрустрации могут вызвать разные формы неконструктивного поведения. К ним относится агрессия, регрессия, фиксация, от­каз, негативизм, репрессия (Ф.Б. Березин, В.А.Бодров).

Агрессия направлена на другое лицо или объект. Формы агрес­сии могут быть физическими и вербальными. Иногда агрессия носит скрытый характер, также она может быть направлена на за­местительные объекты, а не на само препятствие. Агрессия, пере­ходящая в гнев, проявляется в бурных и неадекватных реакциях. Агрессия обычно не приводит к достижению цели, и поэтому она не является конструктивной формой поведения.

Регрессия — возврат к формам реагирования, поведения, при­сущим человеку на более раннем этапе жизни. При этом возмож­но возникновение инфантильных реакций, свойственных детско­му возрасту. Возможны примитивизация поведения, усиление же­стикуляции, применение физической силы. У лиц, получивших травму, это выражается в отказе строить планы на будущее, воз­вращении к привычным, отработанным ранее формам поведения.

Фиксация — повторение неэффективных способов поведения. Может проявляться в межличностных отношениях, профессио­нальной деятельности.

Отказ — тенденция индивидуума не участвовать в решении касающейся его проблемы. Таким образом, развивается апатиче­ский подход к ситуации. Это наиболее неблагоприятная реакция на фрустрацию. Существуют два типа отказа. Первый отказ «с лег­ким сердцем», когда человек относительно легко соглашается с не­возможностью справиться с ситуацией и ищет для себя другие сфе­ры деятельности. В этом случае сохраняются значительная эффек­тивность адаптационных механизмов, умение переключатся, со­храняя положительную мотивацию. Второй вид отказа — отказ с дезорганизацией поведения. Здесь выступают апатия, угнетение, снижение активности.

Негативизм: для него характерно отрицательное отношение не только к вызывающей фрустрацию ситуации, но и к другим, имеющим с ней какие-нибудь черты сходства, проблемам.

Репрессия характеризуется блокированием, вытеснением из сознания неприятных ситуаций, которые касаются требуемых для разрешения вопросов. Это нереалистическая форма поведения.

Необходимость адаптации приводит к активизации так назы­ваемых защитных механизмов личности. Проблема защитных механизмов (психологических защит) разрабатывалась со времен 3. Фрейда (в том числе его дочерью Анной). Роль защитных меха­низмов заключается, прежде всего, в снижении эмоционального напряжения в ситуациях внутриличностного конфликта, хотя это и не всегда решает саму проблему. Существует множество класси­фикаций защитных механизмов, начиная с классификации Фрей­да и заканчивая предлагаемыми последними исследованиями в этой области. К основным защитным механизмам относят рацио­нализацию, проекцию, фантазирование, вытеснение, идентифи­кацию, компенсацию.

В работах по стрессу психологическая защита как способ проти­водействия стрессу сопоставляется с так называемыми механизма­ми совладания (или стратегиями преодоления — stress-coping strategies). А.Адлером механизмы совладания понимаются как по­веденческие и внутрипсихические усилия по разрешению конфлик­тов между внешними и внутренними требованиями, которые пред­полагают мобилизацию психических ресурсов. Другие авторы под­черкивают, что не все, что в самом широком смысле служит реше­нию проблемы или адаптации, можно назвать совладанием; о нем можно говорить только тогда, когда переработка травматического опыта требует значительных усилий. Считается, что в общей струк­туре механизмов психической регуляции защитные реакции зани­мают последний уровень совладания с экстремальными ситуация­ми, уровень, который уже имеет характер прогрессирующей деком­пенсации. Защитный вариант регуляции поведения направлен на маскировку актуальной социальной недееспособности (в том чис­ле на маскировку перед самим собой), на купирование тревоги, на вытеснение информации, которая противоречит Я-концепции.

Р.Лазарусом, Мак-Гро и другими авторами была предложена классификация психозащитных техник, в которой в одну группу были выделены симптоматические техники (употребление алко­голя, транквилизаторов, седативных препаратов и т.д.), а в дру­гую — так называемые внутрипсихические техники когнитивной защиты (идентификация, перемещение, подавление, отрицание, реактивное образование, проекция, интеллектуализация). К на­стоящему времени сложилось представление о перечне основных стилей преодоления, которых придерживаются люди в кризисных ситуациях (табл. 8).

Эти стратегии существенно различаются своей адаптивной эф­фективностью. Исследование особенностей преодоления профес­сионального стресса в управленческой деятельности (Н. Е. Водопьянова, 1998) выявило группы менеджеров, успешно и неуспеш­но справляющихся с трудностями.

 

Таблица   8

Стили преодоления стрессовой ситуации

 

Стиль преодоления

Характеристика поведения

1. Положительная реинтер-претация и рост

человек делается лучше в результате столкновения с ситуаций, вырастая из нее, или рассматривает ее в более вы­годном свете

2. Активное преодоление

выполнение каких-либо действий по преодолению стресса, человек прилагает определенные усилия, чтобы устранить или «перехитрить» стрессор

3. Планирование

раздумья о том, как противостоять стрессору, планирование усилий по его активному преодолению

4. Поиск эмоциональной социальной поддержки

человек добивается симпатии или эмо­циональной поддержки от кого-либо

5. Поиск инструменталь­ной социальной поддержки

поиск помощи, информации или совета относительно того, что делать

6. Подавление конкуриру­ющей активности

подавление внимания, отвлекаемого на другую деятельность, для более полной концентрации на активности, связанной со стрессом

7. Религия

повышенная вовлеченность в религиоз­ную деятельность

8. Принятие

принятие того факта, что стрессоген ное событие имело место, оно реально, от него никуда не деться

9. Психический (ментальный) уход

психический уход от цели, с которой интерферирует стрессор, это достигает­ся посредством погружения в мечты, сны или самоотвлечения

10. Фокус на разрядке эмоций

понимание того, что человек находится в состоянии эмоционального дистресса, и соответствующая этому тенденция разрядиться или дать выход своим чув­ствам

11. Поведенческий уход

отказ от деятельности, прекращение по­пыток достичь цель, с которой интерфе­рирует стрессор

12. Отрицание

попытка неприятия реальности стрессо-генного события

 

13. Стратегия сдерживания

выжидание времени, удобного для вы­полнения действий по преодолению стрессовой ситуации

 

14. Употребление алкоголя/наркотиков

поворот к использованию алкоголя или других «лекарств» как путь ухода от стрессора

 

15. Юмор

использование шуток по поводу стрес­сора

 

 «Успешные» менеджеры отличаются от «неуспешных» по ряду критериев. Во-первых, у них больший репертуар преодолевающих стратегий, а это, соответственно, делает их выбор более адаптивным. Во вторых, «успешные» чаще предпочитают «здоровые» модели адаптивного поведения в стрессогенных ситуациях. Это выражается в более высоких пока­зателях уверенности поведения, вступления в социальные контак­ты, поиска социальной поддержки и в более низких показателях агрессивности и асоциальных действий. «Успешные» менеджеры чаще используют непрямые действия, рационализацию и поиск позитивного в эмоционально-напряженных ситуациях делового общения по сравнению с «неспешными» менеджерами. Кризисные ситуации «успешные» предпочитают рассматривать как но­вый опыт, полезный для будущей жизни и профессиональной карьеры (по принципу «за одного битого двух небитых дают»). Модели их поведения просоциальны, активны и гибки.

Для «неуспешных» более характерными оказались модели по­ведения, основанные на пассивно-созерцательном реагировании: осторожные действия, уход от проблемы. Значительно чаще отме­чались асоциальная стратегия (жесткие, догматические, цинич­ные, негуманные действия), агрессия (давление, отказ от поиска альтернативных решений, конфронтация, соперничество). Они чаще проявляли социальную незрелость и несмелость, в то же вре­мя их поведение в проблемных ситуациях более асоциально и аг­рессивно по отношению к окружающим. Это является своеобраз­ным компенсаторным механизмом преодоления внутреннего (ду­шевного) дискомфорта, обусловленного неуверенностью в себе, и негативизма.

Особое значение включение механизмов физиологической и психологической адаптации имеет в условиях воздействия экст­ремальных факторов производственной среды. В этом случае про­исходит краткосрочная мобилизация адаптационных ресурсов, позволяющая продолжать выполнение деятельности в условиях неблагоприятного воздействия чрезвычайной обстановки. При­обретенные в особой обстановке компенсаторно-приспособитель­ные психофизиологические и личностные изменения в ряде слу­чаев становятся устойчивым эмоционально-поведенческим сте­реотипом.

Социально-психологическая адаптация (далее — СПА) за­трагивает индивидуальные особенности человека, позицию лич­ности в обществе, систему взаимодействия с окружающими. Эк­стремальные ситуации, возникающие в области экономических, политических, социальных и духовных отношений в обществе, предъявляют повышенные требования к эффективности механиз­мов адаптации. СПА рассматривается, с одной стороны, как при­способление, с другой — как преобразование среды в результате активной деятельности адаптирующегося индивида. Процесс СПА состоит в том, что человек, овладевая разнообразным социальным опытом, постоянно сталкивается с новыми жизненными обстоя­тельствами, вырабатывая при этом новые модели поведения, наи­более соответствующие изменившимся условиям окружающей среды и данной ситуации. Это часто сопровождается отказом от сложившихся ранее понятий и представлений, установок, ценно­стных ориентации и приобретением новых, соответствующих из­менившимся условиям. Специфика собственно человеческой адаптации заключается в том, что она носит активный, деятельностный характер и изменяет как само поведение человека, так и окружающий мир (А. А. Налчаджян).

Выделяют несколько различных стратегий социально-психологической адаптации: стремление изменить вне­шние обстоятельства; уход от решения проблемы и поиск среды, более соответствующей адаптивному потенциалу индивида; изме­нение своей внутренней структуры.

Результатом адаптационного процесса является относитель­ное соответствие (баланс) состояния и поведения человека ус­ловиям социальной среды, т.е. социально-психологическая адаптированность личности. Социально-психологическая адаптированность — это интегральный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции (адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе; изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других). Основными проявлениями пси­хологической адаптированности человека в обществе являются его взаимодействие (в том числе общение) с окружающими людьми и его активная деятельность. Важнейшими средствами достижения психологической адаптации являются общее обра­зование и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка.

Эффективному развитию всех механизмов СПА способствует взаимодействие объективных социальных условий (социальное происхождение, образовательный уровень), среды обитания (семья, школа, трудовой коллектив, неформальное окружение) и самой личности, которая формируется в зависимости от активной или пассивной позиции, способностей, творческой деятельности, природных задатков.

Показателями уровня СПА принято считать субъек­тивную удовлетворенность личности своей жизнью, результатами выполняемой деятельности и продуктивность деятельности субъекта (в качестве объективного показателя).

Таким образом, понятие социально-психологической адапта­ции отражает сложные процессы, происходящие с человеком в изменяющемся социальном окружении и направленные на до­стижение гармонии с социальной средой. Успешность СПА обеспечивает целенаправленная деятельность человека в интересах изменения внешних условий и самого себя. В ее основе лежат сложные механизмы структурной перестройки личности и ее окружения, поиск и формирование новых смыслов в жизнедеятельно­сти, овладение новыми трудовыми навыками, трансформации ценностного, мотивационного, смыслового ядра личности. В отличие от психофизиологической адаптации, которую можно считать процессом краткосрочного приспособления, СПА является механизмом долгосрочного планирования и обеспечения жизни индивида. Учитывая специфику деятельности в экстремальных си­туациях, можно говорить об успешности адаптации в том случае, если человек в этих условиях продолжает выполнять свои профес­сиональные задачи (проводить спасательные работы, управлять техникой в аварийной ситуации и др.).

8.4. Адаптация к условиям профессиональной деятельности

Исходя из классификации экстремальных факторов профес­сиональной деятельности, можно говорить о том, что адаптироваться приходиться к факторам рабочей среды, с одной стороны, и к условиям деятельности (в плане социального окружения) — с другой. Возможности адаптации к экстремальным факторам ра­бочего места (шуму, запыленности, повышенному фону элект­ромагнитного излучения и др.) у человека весьма ограничены. Превышение допустимых значений нормируемых параметров лишь на короткое время может быть компенсировано за счет ме­ханизмов адаптации. Длительное их воздействие, как правило, приводит к развитию так называемых профессиональных или профессионально обусловленных заболеваний. Например, повы­шенный уровень шума в кабине локомотива может привести к появлению так называемой нейросенсорной тугоухости — одно­му из наиболее часто встречающихся профессиональных забо­леваний машинистов локомотивов. Длительная вынужденная рабочая поза продавцов, парикмахеров приводит к развитию за­болевания сосудов — варикозному расширению вен. Сидячая поза у водителей-дальнобойщиков влечет формирование забо­леваний позвоночника — остеохондроза или мочекаменной бо­лезни (застой в органах малого таза). Поэтому, учитывая огра­ниченные возможности адаптации организма работника к дан­ным факторам, следует предпринимать усилия по защите от них. Защита может строиться по принципу ограничения времени дей­ствия данного фактора.

Примером такого подхода может служить нормирование тру­да рентгенологов, рабочий день которых длится, как правило, четыре часа.

Адаптация к другим группам факторов, обусловленных пси­хологической сложностью и ответственностью заданий, может иметь самый разнообразный характер. Применительно к опасным и экстремальным условиям деятельности разработана ситуаци­онно-динамическая модель регуляции, раскрывающая особенно­сти психической регуляции деятельности в разнообразных условиях рабочей среды (А. А. Обознов). Такими особенностями явля­ются многорежимность, структурная гибкость регуляции, широ­кое привлечение внешних средств поддержки, использование ко­торых позволяет резервировать процесс регуляции. Проявлением дезадаптации в этом случае может стать развитие так называемых психосоматических заболеваний.

Стрессовые реакции в трудовой деятельности детерминирова­ны двумя основными группами факторов: личностными особен­ностями (особенности характера, уровень интеллектуального развития и др.) и многогранными характеристиками самой работы (физические характеристики среды, социальные фактораы, в том числе система оплаты, определенность профессионального буду­щего и др.).

 

8.5. Факторы, определяющие особенности, динамику и успешность адаптации

Процессы адаптации детерминированы рядом факторов, ко­торые определяют динамику и результат адаптации. Все факторы адаптивности личности дифференцируются на внешние и внутренние, где внешние представляют собой специфику экстремальной трудовой ситуации, а также особенности социальной среды, в которой осуществляется процесс адаптации. Внутрен­ние, или личностные, факторы адаптивности представляют со­бой индивидуально-психологические особенности субъекта адап­тации, существенным образом влияющие на характер динамики адаптационного процесса. К ним можно отнести исходное функ­циональное состояние человека, возраст, темперамент и харак­тер, способности, особенности познавательной деятельности, профессиональный и образовательный уровень. Многочислен­ные теории и типологии личности, так или иначе объясняющие успешность (безуспешность) психической адаптации, обобщены и представлены в таблице 9.

Экстремальная ситуация заставляет человека разрабатывать новые или переструктурировать уже имеющиеся механизмы пси­хологической защиты при разрешении противоречия и, тем са­мым, совершенствовать свои адаптивные способности. Если же эмоциональная напряженность достигает чрезвычайно сильной выраженности, некоторые механизмы защиты используются сверхинтенсивно или оказываются недостаточными для того, что­бы справиться с ней. Это истощает адаптивные ресурсы человека и приводит к разным формам социально-психологической дезадаптации и состоянию перманентного внутриличностного и меж­личностного конфликта.

Весьма сложным является вопрос о механизмах взаимодействия внешних и внутренних факторов адаптации. Зачастую это взаи­модействие трактуется в том смысле, что индивидуально-психологические особенности личности представляют собой патопластический материал, обусловливающий специфику реагирования на кризисную ситуацию конкретной личности. Важен вопрос о преимущественном вкладе внешних и внутренних факторов, оп­ределяющих поведение. Бауэре (1973) проанализировал 19 исследований, в которых в той или иной степени варьировались лично­стные и ситуационные различия, с тем, чтобы оценить сравнитель­ное влияние тех и других. Результаты исследований были подвер­гнуты дисперсионному анализу, позволявшему выяснить, насколь­ко различия в поведении обусловлены различиями индивидуаль­ными, ситуационными или взаимодействием тех и других. Подсчеты по всем исследованиям показали, что чисто личностными факторами объясняется всего лишь 12,7 % дисперсии поведения. Доля ситуационных факторов еще меньше — 10,2 %.

 

Таблица   9

Индивидуально-психологические особенности, обусловливающие уровень адаптивности

 

Автор методики

Измеряемое качество

Адаптивность

1. Роттер

Локус контроля

Интерналы Экстерналы

2. Спилбергер

Тревожность (как чер­та личности и ситуа­тивная)

Низкотревожные Высокотревожные

3. Берне

«Я-концепция»

Высокая самооценка Низкая самооценка

4. Мак-Гро и др.

Стиль преодоления

Активное действие Поиск эмоциональной поддержки

Эмоциональная разрядка Уход от проблемы Принятие проблемы Алкоголь, религия

5. Айзенк Г.

Экстраверсия-интро-версия

 

6. Мак Кинли, Хатауэй

Профиль личности

«Плавный профиль»

7. Маклаков А. Г.

Уровень адаптивности

МЛО «Адаптивность»

8. Мадди С.

«Стрессоустойчиво-сить»

«Хардинес»

9. Александров­ский Ю.А.

 

Адаптационный потен­циал личности

Взаимодействием между личностью и ситуацией объясняется значительно большая доля дисперсии — 20,8 %. В остальном поведенческие зависимые переменные не давали никаких оснований предпочи­тать как более влиятельный один источник детерминации друго­му (ситуационный или личностный). Взаимодействие можно трак­товать так, что личностные диспозиции и особенности ситуации не противостоят друг другу как внешнее и внутреннее. И то и другое в психологическом взаимодействии представлено в когнитив­ных схемах, которые исключительно важны для понимания осо­бенностей актуальных ситуаций и собственных личностных тен­денций (диспозиций).

Когнитивные схемы непрестанно конструируются и реконст­руируются в циклических процессах, включающих действие и вос­принимаемую обратную связь о его последствиях. Таким образом, схемы приближаются или хотя бы несильно отклоняются от фак­тически существующих в действительности отношений (иными словами, их модификация обеспечивает все более эффективное взаимодействие со средой). Многие психологи (Келли, Пиаже) считают циклические процессы такого рода основой не только всего когнитивного развития, но и организации поведения в це­лом.

Таким образом, на работника может воздействовать широкий спектр факторов трудового процесса, которые относятся к кате­гории экстремальных. Их влияние на человека «запускает» меха­низмы психофизиологической адаптации, т.е. таких преобразо­ваний организма, которые затрагивают все уровни его функцио­нирования. Адаптация позволяет приспособиться к воздействию экстремальных факторов профессиональной деятельности. Зна­ние и учет этих факторов требуется при разработке режимов труда и отдыха (регламентации рабочей нагрузки), средств защиты ра­ботников, нормировании санитарно-гигиенических параметров рабочего места и др.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Что такое экстремальные условия деятельности? Какова их класси­фикация?

2.   Что такое стрессе и общий адаптационной синдром (Г. Селье)?

3.   Опишите психофизиологическую, психологическую и социально-психологическую адаптации.

4.   Расскажите о положительных и отрицательных реакциях психоло­гической адаптации.

5.   Каковы критерии адаптированное™ в профессиональной деятель­ности?

6.   В чем состоят особенности процессов адаптации у лиц опасных профессий?

7. Что такое механизмы совладающего поведения?

8.   Перечислите факторы, определяющие особенности, динамику и ус­пешность психофизиологической адаптации.

9.   Как влияют экстремальные факторы профессиональной деятель­ности на человека?

Используются технологии uCoz