Глава

Предмет, задачи, основные понятия

психофизиологии профессиональной

деятельности

Психофизиология раздел психологии, изучающий физио­логические основы протекания психических процессов, форми­рования состояний. Наряду с традиционными для психофизио­логии разделами (психофизиология анализаторов, организации движений, активности, памяти и обучения, речи, мотивации и эмоций, стресса, дифференциальная психофизиология) в послед­ние годы развиваются новые направления исследований: соци­альная, клиническая, сравнительная психофизиология, психофи­зиология профессиональной деятельности и др.

Предметом психофизиологии являются механизмы и закономерности взаимодействия физиологического и психиче­ского уровней отражения.

Соотношение физических (физиологических) и психических процессов в науке получило название психофизиологическая про­блема. В более широком смысле принято рассматривать психо­физическую проблему — вопрос о месте психического в природе. По своей философской сути психофизиология — это проблема взаимоотношения физического и психического, мозга и сознания, тела и души.

1:1. История психофизиологии профессиональной деятельности

Интерес к проблемам психофизиологии в современном пони­мании этого термина (как взаимодействия психического и физио­логического отражения) проявляли, прежде всего, врачи и фило­софы. Философы предлагали решение вопроса о происхождении души. Получила распространение теория мироустройства как со­вокупности четырех элементов: земли, огня, воздуха и воды (Эм-педокл). Считалось, что четыре элемента составляют основу не-- живой природы, тогда как за жизнь (душу) «отвечает» пятый эле­мент, который получил соответствующее название «квинтэссен-

ция». Это была, в понимании древних ученых, некая субстанция, способная «оживить» мир вещей. И до настоящего времени в по­нимании многих народов душа остается самостоятельной субстан­цией, способной вести свою, отдельную от тела жизнь (Фрезер). Такое понимание души, например, лежит в основе трактовки при­роды сновидений. В соответствии с этими воззрениями, сновиде­ние — это путешествие души во время сна тела. Поэтому до сих пор имеют место многие мифы и легенды, в которых душа может путешествовать отдельно от тела, а в некоторых племенах Поли­незии запрещено будить человека из-за боязни того, что душа не успеет вернуться в тело из своего путешествия.

У древних монголов субстратом души считалась кровь, поэто­му лиц знатного и незнатного происхождения даже казнили по-разному (Н. Н. Гумилев). У представителей знатного рода не дол­жна была пролиться кровь [3].

Важный вопрос, который задавали себе люди с древних вре­мен, — где находится душа. Часть из них (в том числе древнегре­ческий врач Гиппократ (ок. 460—ок. 370 гг. до н.э.) считали, что душа расположена в сердце. Доказательством правильности этого предположения были всем знакомые явления учащения сердце­биения при эмоционально напряженных состояниях (страхе, гне­ве, радости и др.). Гиппократ считал, что природу человека опре­деляют четыре жидкости (кровь, слизь, желчь и черная желчь). Их соотношение, особенности смешения влияют на темперамент че­ловека, его болезни. Тело здорово только тогда, когда составные части сохраняют соразмерность и в наилучшей степени переме­шаны. Интересно отметить, что Гиппократ предложил последова­тельность применения (своеобразную иерархию) методов лечения человека. На первом месте в ней он расположил слово, затем тра­вы и лишь потом он предлагал доктору браться за скальпель. Оче­видно, тем самым признавалось огромное значение слова (т. е. пси­хических изменений, порождаемых словом) в развитии и лечении болезней.

Вместе с тем ко времени расцвета культуры Древней Греции было накоплено достаточно знаний, позволяющих говорить о том, что душа расположена в голове. Идея о том, что головной мозг есть орган души, принадлежит древнегреческому врачу Алкмеону (6 — 5 вв. до н. э.). Он пришел к этому выводу в результате наблюдений и хирургических операций. В частности, он исследовал пути по­ступления ощущений в мозг человека. Ощущения он считал ис­ходным пунктом всей познавательной работы. «Мозг доставляет нам ощущения зрения, слуха и обоняния, из последних же возни­кают память и представление (мнение), а из памяти и представле­ния, достигших непоколебимой прочности, рождается знание, яв­ляющееся таковым в силу этой прочности», — писал он.

Исследованию проблемы души и тела посвятил свои работы римский врач Клавдий Гален (ок. 130 — ок. 200). Будучи врачом школы гладиаторов, а впоследствии римских императоров, Гален слыл известнейшим врачевателем своего времени. Он существен­но расширил свои знания в области анатомии. Органами души он считал мозг, печень и сердце. Каждому из органов приписыва­лась соответствующая «психическая» функция. Разделение на ча­сти души соответствовало идеям Платона о том, что печень — носитель вожделений, сердце — гнева и мужества, мозг — разума. В мозгу главная роль отводилась желудочкам, особенно заднему. Здесь, по убеждению Галена, производится и хранится высший сорт пневмы (специфической невидимой субстанции), соответ­ствующий разуму, который является существенным признаком человека.

Нервная система, с точки зрения Галена, представляет собой ветвистый ствол, каждая из ветвей которого живет самостоятель­ной жизнью. Нервы построены из того же вещества, что и мозг. Они служат ощущению и движению. Гален различал: а) чувстви­тельные, мягкие нервы, идущие к органам ощущений, и б) свя­занные с мышцами «твердые» нервы, посредством которых реа­лизуются произвольные движения. Гален был последователем Гип­пократа во взглядах на темперамент. Пропорции смешения ос­новных соков организма обусловливают здоровье или болезнь организма (тела), это же является основой различия психиче­ских свойств. Идеалом считается нормальное смешение соков, в реальности же одни соки (и качества) преобладают над другими. У Галена еще нет классических четырех темпераментов (он счи­тал, что всего их тринадцать), но предпосылки для формирова­ния ставшей потом классической схемы были им сформирова­ны. Высшей формой деятельности души он считал разум, его функ­ционирование также обусловлено объединением в мозгу четы­рех элементов. Гален разделял движения на автоматические, вы­полняемые помимо воли человека, и произвольные, выполняемые по команде. Мышца, по его мнению, приводится в действие с по­мощью нерва, "по которому проносится психическая (т. е. душев­ная) пневма.

В период раннего Средневековья центр научной мысли пере­местился на Арабский Восток, где великий врач и философ Ибн-Сина (Авиценна) (980— 1037) создал одно из самых значительных учений в истории психофизиологии. Субстратом всех жизненных и психических явлений Ибн-Сина также признавал пневму — ле­тучую субстанцию, которая зарождается из парообразных частей главных (четырех) соков организма. Пневма может стать носите­лем различных сил, в том числе психических (разделявшихся на животные и душевные). Ибн-Сина придерживался идеи о зависимости психики от мозга. Воображение он понимал как воспроиз­ведение прежних образов, мышление — как сочетание образов. Причем человек, с его точки зрения, способен к образному мыш­лению как к способу познания мира менее строгому, чем логиче­ское мышление, но, тем не менее, важному элементу поведения. Ученый разрабатывал возможность влияния психики на телесные проявления. Для этого, как свидетельствуют исторические источ­ники, он предпринял первое экспериментальное исследование. Двум баранам давалась одинаковая пища, но один из них жил в обычных условиях, а неподалеку от другого находился на привязи волк. Несмотря на нормальное питание, второй баран стал худеть и погиб. По своей сути это исследование психосоматической ме­дицины, показавшее, как стрессогенный фактор (волк на привя­зи) может повлиять на физическое состояние. (Как четко эта мо­дель воспроизводит жизнь человека современного индустриаль­ного общества!)

Эпоха Ренессанса вновь поставила проблему взаимодействия психического и физического. Великий физик Рене Декарт пове­дение человека рассматривал как последовательность актов вос­приятия и исполнения. Душа и тело в учении Декарта представля­ют собой две разные субстанции. Декарт показал, что поведение человека, понимаемое как взаимодействие с внешними телами, не нуждается в душе как в организующем внутреннем принципе. Оно нуждается только во внешних толчках и материальной конструк­ции. Ученый разделил душевные акты на две категории: деятель­ную и страдательную. Декарт обосновал рефлекторный принцип организации поведения. Его основные труды относятся к области физики, в которой тогда теория распространения света разраба­тывалась наиболее интенсивно. Ученый предполагал, что взаимо­действие организма с окружающим миром опосредовано нервной машиной, состоящей из мозга и нервных «трубок», расходящихся радиусами от него. По аналогии с движением крови по сосудам Декарт рассматривал проведение возбуждения в нервных трубках. Декарт и его последователи стали основателями системы взглядов на соотношение души и тела, названной историками науки пси­хофизическим взаимодействием. Эти теории предполагали раз­личные формы взаимного воздействия телесных и психических явлений.

Физик и математик Г.В.Лейбниц, совмещая механистическую картину мира с представлением о психике как об уникальной сущ­ности, выдвинул идею психофизического параллелизма, соглас­но которой (в отличие от теорий психофизического взаимодей­ствия) душа и тело существуют и совершают свои операции неза­висимо друг от друга, но с величайшей точностью, создающей впе­чатление их согласованности между собой. Они подобны паре часов, которые всегда показывают одно и то же время, хотя и рабо­тают независимо.

Материалистическую интерпретацию психофизический па­раллелизм получил у Д. Гартли и других натуралистов. В середине XIX в., с открытием закона сохранения энергии, стало невозмож­ным представлять сознание некой особой силой, способной про­извольно изменять поведение организма. Вместе с тем дарвинов­ское учение требовало понимания психики как активного факто­ра регуляции жизненных процессов. Это привело к появлению но­вых вариантов концепции психофизического взаимодействия (У.Джеймс). В конце XIX — начале XX вв. получила распростра­нение махистская трактовка психофизиологической проблемы, со­гласно которой душа и тело построены из одних и тех же «элемен­тов», а поэтому речь должна идти не о реальной взаимосвязи ре­альных явлений, а о корреляции между «комплексами ощущений».

В противоположность различным идеалистическим концепци­ям диалектический материализм трактует психофизиологическую проблему, исходя из понимания психики как особого свойства высокоорганизованной материи, которое возникает в процесс вза­имодействия живых существ с внешним миром и, отображая его, способно активно влиять на характер этого взаимодействия. В раз­личных разделах психофизиологии и смежных с ней дисциплин накоплен огромный материал о многообразных формах зависи­мости психических актов от их физиологического субстрата и роли этих актов (как функции мозга) в организации и регуляции жиз­недеятельности (учение о локализации высших психических функ­ций, об идеомоторных актах, данные ряда разделов нейро- и па­топсихологии, психофармакологии, психогенетики и др.).

Основы современного понимания взаимосвязи функций мозга и его структурных элементов были заложены Ф. Й. Галлем, препо­давателем анатомии медицинского факультета Венского универ­ситета и основателем френологии (учения, согласно которому ха­рактер человека можно определять по «шишкам» на голове). Он обратил внимание на характерную особенность внешнего вида учеников, которые занимались у него наиболее успешно, — не­сколько «выпученные» глаза. Он решил, что такая особенность может быть обусловлена тем обстоятельством, что хорошо разви­тый (умный) мозг слегка «выдавливает» глаза из орбит. То есть про­водилась аналогия «накачанной» и сильной мышцы с соответству­ющими особенностями организации мозга. Рассуждая далее, Галль решил, что у человека должны быть хорошо развиты участки моз­га, «ответственные» за соответствующие функции. Этим участкам мозга должны соответствовать шишки на черепе.

Посвятив себя изучению этой проблемы, Галль провозгласил, что мозг человека состоит из двадцати семи отдельных органоваждый из которых ответственен за одну из наших основных спо­собностей. Он утверждал, что, исследовав распределение шишек на черепе, можно видеть, насколько хорошо развит каждый из этих органов, и таким образом предсказать черты личности данного человека. Можно было, например, ожидать, что обладатель шиш­ки на левом виске будет склонен к стяжательству. Несмотря на то, что френология как наука не состоялась, Галль впервые обосно­вал идею о локализации психических функций в мозге человека. Хотя при нашем уровне знаний уже невозможно представлять себе, что каждая отдельная область мозга управляет определенным ти­пом поведения, мы можем говорить, по крайней мере, об извест­ной степени локализации мозговых функций.

В России первая психофизиологическая лаборатория была со­здана выдающимся отечественным неврологом и психиатром Вла­димиром Михайловичем Бехтеревым в 1885 г. при Казанском уни­верситете. Выпускник Императорской медико-хирургической ака­демии, он участвовал в войне против Османской империи на Бал­канах, проходил стажировку в Лейпцигском университете в пер­вой психологической лаборатории Вильгельма Вундта, а по завер­шении стажировки принял предложение о создании самостоятель­ной лаборатории по изучению рефлексов в Казани. Однако пер­вой публикацией, посвященной проблемам психофизиологии, можно считать знаменитую книгу И.М.Сеченова «Рефлексы го­ловного мозга», выпущенную в 1861 г. В ней выдающийся русский физиолог все многообразные проявления психической жизни свел к рефлекторным актам. Оценивая научную значимость работы, необходимо помнить, что это было одно из первых научных ис­следований, в котором была сделана попытка на материалисти­ческой основе предложить вариант доказательства взаимосвязи психики и мозга.

Современное понимание психофизиологической проблемы опирается на достижения нейрофизиологии, нейрохимии, систем­ной психофизиологии, базирующейся на теории функциональных систем П.К.Анохина.

Несмотря на то, что психофизиология профессиональной дея­тельности как самостоятельная научная дисциплина еще молода, ряд вопросов, рассматриваемых в ее рамках, были предметом ис­следований смежных дисциплин, прежде всего психологии и ги­гиены труда. Первые исследования в этой области были выполне­ны в высокотехнологичных отраслях промышленности и на транс­порте, где цена ошибки человека очень дорого «стоила» производ­ству и где понадобилась разработка комплекса профилактических мероприятий для минимизации потерь вследствие браков, аварий, где было необходимо сохранить персонал, так как его подготовка занимала длительное время и стоила очень дорого.

Первые работы по вопросам анализа и учета поведения чело­века на производстве были выполнены М. М. фон Вебером в Гер­мании и И. И. Рихтером в России в XIX в. Г. Мюнстерберг, амери­канский психолог немецкого происхождения, одним из первых установил зависимость надежности человека, управляющего транспортным средством, от его индивидуально-психологических качеств. Он же предложил методику для оценки способности к водительскому труду, разработал основные принципы подготов­ки, в том числе комплекса тренажеров, на которых обучались ва­гоновожатые городских трамваев.

Изучение профессий, разработка тестовых методик и их исполь­зование для определения пригодности работников к различным профессиям, нормирования рабочей нагрузки, разработки реко­мендаций по охране труда стали проводиться в начале XX в. благо­даря основанию и развитию психотехники. В нашей стране осно­воположником этого направления стал известный советский пси­холог и лингвист И.Н.Шпильрейн. Развитию этого направления способствовало открытие в 1920-х гг. Центрального института тру­да. В 1927 г. было организовано Всероссийское общество психо­техники и прикладной психофизиологии, которое издавало жур­нал «Психофизиология труда и психотехника», позже переимено­ванный в «Советскую психотехнику» (1928— 1934). Психотехни­ческие тесты в целях определения профессиональной пригодно­сти применялись главным образом в промышленности и на транс­порте.

В России в 1920-е гг. после создания Центральной лаборатории по изучению профессиональных болезней на транспорте начал проводиться профессиональный отбор на должность машиниста локомотива. Уже в 1929 г. были составлены психограммы (пере­чень профессионально важных качеств, необходимых для эффек­тивного выполнения задач определенной профессии) 20 транспор­тных профессий, разработаны требования и противопоказания к приему в профессионально-технические школы транспорта. Ис­следования с целью установления стандартов и критериев профес­сиональной пригодности к различным железнодорожным про­фессиям осуществлялись преимущественно бланковыми метода­ми. В дальнейшем были предприняты попытки создания аппарат­ных методик, позволяющих воспроизвести в наиболее приближен­ной форме условия реальной работы машиниста. Однако было признано, что эти имитационные методы нецелесообразно исполь­зовать для отбора лиц, которые не знакомы с работой машиниста.

После гибели в 1905 г. русского летчика поручика Минкевича в России стал развиваться специальный отбор воздухоплавателей. Так, с 1909 г. в Военно-медицинской академии, в клинике В. М. Бехтерева впервые в России стали проводиться клинико-психологические исследования летчиков. В 1917 г. в Петрограде при Военно-медицинском ученом совете впервые создается специаль­ная комиссия по изучению труда летчиков и плановому психоло­гическому отбору летного состава, а в 1924 г. — Центральная пси­хофизиологическая лаборатория. С 1928 г. работа по психофизио­логическому отбору летного состава стала проводиться Психофи­зиологической лабораторией Военно-санитарного управления РККА, реорганизованной затем в Институт авиационной меди­цины им. академика И. П. Павлова. Одновременно большая рабо­та велась и специалистами Гражданского воздушного флота С. Г. Геллерштейном, Я.Ф. Самтер, А. Н. Ермилиной и др. В 1933 г. было издано «Руководство по медицинскому и психофизиологи­ческому отбору кандидатов, поступающих в школы ВВС». Начи­ная с 1947 г. экспериментально-психологические методы стали использоваться для изучения индивидуальных различий отлично и плохо успевающих летчиков и курсантов, затем — в целях вра-чебно-летной экспертизы.

Однако после печально известного Постановления ЦК ВКП(б) 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» это направление было признано ошибочным, вредным и забыто вплоть до 1950-х гг., когда, прежде всего в связи с освоением кос­моса, развитием атомной энергетики, военного дела (созданием новых образцов вооружений и военной техники), становлением других высокотехнологичных отраслей народного хозяйства, встал вопрос о научной разработке методов учета «человеческого фак­тора» в промышленности, на транспорте, в военном деле. Знания и опыт психофизиологов вновь оказались востребованными.

Современный этап функционирования сложных технических систем на транспорте, в энергетике, других отраслях промышлен­ности потребовал использования системного подхода, направлен­ного на согласование характеристик техники с психофизиологи­ческими возможностями человека, а также соответствующей орга­низации профессиональной деятельности (режимов труда, отды­ха, нормирования профессиональной нагрузки и пр.) и подготов­ки к ней.

1.2. Задачи психофизиологии профессиональной

деятельности

Психофизиология профессиональной деятельности — науч­но-практическая дисциплина, направленная на обеспечение функциональной надежности работника, всесторонний сис­темный анализ характеристик работающего человека и учет их «психофизиологической» составляющей с целью достижения эффективности профессиональной деятельности и безопасно­сти труда.

На вопросе разграничения предмета и задач, решаемых пси­хофизиологией профессиональной деятельности и смежными с ней дисциплинами, прежде всего, психологией труда, эргономи­кой, медициной труда, физиологией и гигиеной труда, необходи­мо остановиться особо. Специфика психофизиологии состоит в том, что научным предметом ее изучения является своего рода «гра­ница», область соприкосновения, взаимодействия и перехода пси­хического и физиологического отражения. Поэтому бывает очень трудно, а порой практически невозможно выделить «в чистом виде» территорию психофизиологии, не «вторгаясь» в границы, напри­мер, психологии труда или гигиены труда и эргономики.

Например, специалист в области психофизиологии профес­сиональной деятельности изучает причины совершения ошибок операторов сложной технической системы. Этими причинами могут быть и эргономические недостатки техники, затрудняющие взаимодействие в системе «человек—машина» (область «ответ­ственности» инженерной психологии); и неудовлетворительные условия труда на рабочем месте, выражающиеся в превышении предельно допустимых значений показателей микроклимата, ос­вещенности, шумов и вибрации (область «ответственности» гиги­ены труда); и развитие неблагоприятных психофизиологических состояний (утомления, психической напряженности), обусловлен­ное недостатками в организации труда или неполноценным пред-сменным (предрейсовым) контролем работников («сфера ответ­ственности» медицины труда) и др. Поэтому решение задач, сто­ящих перед производственным психофизиологом, невозможно без системного анализа алгоритмов труда, организации, средств и ус­ловий деятельности, структуры профессионала и профессионализ­ма, особенностей профессиональной подготовки и обучения ра­ботника. Таким образом, предметная область психофизиологии профессиональной деятельности соприкасается и взаимодей­ствует со многими смежными дисциплинами.

Вышесказанное не означает, что психофизиология профессио­нальной деятельности не имеет своего специфического предме­та исследований. Этим предметом являются прежде всего психо­физиологические (или психические) состояния человека, разви­вающиеся в процессе трудовой деятельности под влиянием раз­нообразных факторов трудового процесса.

Задачи психофизиологии профессиональной деятельности:

1) разработка рекомендаций и организация проведения про­фессионального психофизиологического отбора (далее — ППО). ППО является составной частью общего отбора и наряду с профессиональным (образовательным), медицинским отбором, на­правлен на подбор лиц, которые по своим профессионально важ­ным качествам (далее — ПВК) в наибольшей степени соответству­ют требованиям профессиональной деятельности, обеспечивает освоение профессии. В структуре ПВК, оцениваемых при профот­боре, выделяются психофизиологические качества и свойства. По­этому ряд методик, используемых в этой области, строго говоря, являются психофизиологическими;

2)   диагностика неблагоприятных психофизиологических состо­яний, прогнозирование на этой основе нарушений работоспособ­ности. Для решения этой задачи осуществляются периодические психофизиологические обследования, углубленные (расширен­ные) психофизиологические обследования по показаниям (брак в работе, аварии, ухудшение состояния здоровья, затруднения в про­фессиональной и социальной адаптации и др.);

3)   психофизиологическая коррекция и реабилитация. Это сис­тема психодиагностических и коррекционных мероприятий, на­правленных на выявление и устранение донозологических (не пе­решедших в болезнь) нарушений здоровья работающего человека. Теоретической и методологической базой развития этого направ­ления стала «Концепция "Здоровье здорового человека"», утвер­жденная Министерством здравоохранения Российской Федерации (приказ от 21 марта 2003 г. № ИЗ «Об утверждении концепции ох­раны здоровья здоровых в Российской Федерации»), в которой констатируется, что «...за последние 25 — 30 лет прогрессируют со­циально зависимые и профессионально обусловленные дефекты здоровья населения (дизадаптивные синдромы, социально-эколо­гическое утомление и переутомление, стрессогенные заболевания).

Охрана и укрепление здоровья здоровых проводится в отноше­нии граждан Российской Федерации как абсолютно здоровых (5 — 7 %), так и имеющих 1 —2 заболевания в состоянии стойкой ре­миссии (55 — 70%).

Из числа последних наиболее многочисленна часть населения, имеющая дизадаптационные явления, состояние хронической ус­талости, явления утомления и переутомления, снижение умствен­ной и физической работоспособности. Названные состояния при продолжающемся воздействии физических и социальных факто­ров с высокой вероятностью приводят к обострению основного заболевания, развитию сопутствующих. Настоящая концепция концентрирует и развивает указанные направления деятельности по охране и укреплению здоровья здорового населения, опреде­ляет основные направления развития экспресс-диагностики уров­ней здоровья, пути сохранения и увеличения функциональных резервов человека, принципы создания индивидуальных и популяционных систем оздоровительных технологий»частие в нормировании профессиональных нагрузок, обо­снование рациональных режимов труда и отдыха работников. Решение этой задачи предполагает ограничение продолжительно­сти периодов непрерывной работы, выделение обязательного вре­мени отдыха или проведение специальных мероприятий для вос­становления работоспособности. Обоснование нормы рабочей на­грузки (месячной, годовой) с учетом специфики профессиональ­ной деятельности и условий ее реализации;

4)    психофизиологическое сопровождение обучения и подготов­ки работников. Оно состоит в разработке и внедрении методов и технических средств обучения для формирования системы ком­пенсации недостаточно развитых отдельных профессионально важных качеств, для психофизиологической оптимизации профес­сиональной подготовки, в том числе к действиям в нестандартных и аварийных ситуациях. Реализация этого направления связана с учетом психофизиологических закономерностей формирования трудового навыка, динамики функциональных состояний в про­цессе обучения. Перспективным является участие психофизиоло­гов в разработке и эксплуатации тренажеров, создаваемых в высо­котехнологичных отраслях промышленности (например, энерге­тике), на транспорте и в военном деле;

5)    психофизиологическое изучение ошибочных действий. Дей­ственным направлением для разработки и организации мероприя­тий по обеспечению безопасности производственных процессов является психофизиологическое изучение ошибочных действий работников. Такое изучение оказывается продуктивным при опо­ре на методологию системного подхода к безопасности труда, при­менение которого не позволяет ограничиться лишь злополучной констатацией «вины» человека в авариях и браке в работе;

6)    психофизиологическое обеспечение формирования групп (команд, экипажей, бригад) работников. Подготовке к совмест­ной деятельности уделяется большое внимание в различных от­раслях хозяйства, в частности, на железнодорожном транспорте, в гражданской и военной авиации, космонавтике. Учет психофи­зиологических особенностей работников базируется на мнении ряда авторов о различных формах совместимости (социально-пси­хологической, психологической, психофизиологической) и важ­ном значении для совместной деятельности психофизиологичес­кой совместимости;

7)  психофизиологическое обоснование эргономических требо­ваний и рекомендаций по учету характеристик человека, его воз­можностей и ограничений при разработке технических средств де­ятельности и оптимальной внешней среды на рабочих местах спе­циалистов модернизируемых и новых образцов техники. Эта за­дача нацелена на профилактику ошибок человека, обусловленных неблагоприятными психофизиологическими состояниями (утом­лением, стрессом), создание условий для повышения его надеж­ности. Наибольшие успехи в этом смысле достигнуты в авиации и космонавтике.

Для всестороннего решения поставленных задач необходимы дальнейшее развитие методов мониторинга уровня профессиональ­ного здоровья и психофизиологического состояния работников, критериального аппарата для их оперативной оценки на этапах про­фессионального производственного цикла, разработка программ психофизиологической и медицинской реабилитации с приорите­том использования немедикаментозных средств повышения адап­тационных возможностей, психофизиологической устойчивости к неблагоприятным условиям жизни и труда.

1.3. Основные понятия общепсихологической теории деятельности

Психофизиология профессиональной деятельности опирается на общепсихологическую теорию деятельности, основанную на представлении о деятельности человека как о сложном, многомер­ном и многоуровневом, динамически развивающемся явлении, образующем целостную систему. Для характеристики составляю­щих деятельности необходимо рассмотреть соотношение мотива и цели, деятельности и действий, регулирующей роли психиче­ского отражения в планировании и осуществлении деятельности (Б.Ф.Ломов, Н.Д.Завалова, В.А. Пономаренко, 1986). Ключевые положения теории деятельности были сформулированы в школах С.Л. Рубинштейна и А. Н.Леонтьева на основе взглядов на сис­темность строения психики, на понимании психических функций как сложных функциональных динамических систем, включаю­щих в себя различные процессы и их разнообразные взаимосвязи. Реализации принципов системного анализа в психологии профес­сий посвятили свои работы многие отечественные исследователи (Г.М.Зараковский, 1966; Е.М.Иванова, 2003; Е.А.Климов, 1988, В.Н.Пушкин, 1965; Г.В.Суходольский, 1988; В.Д.Шадриков, 1979 и др.).

Деятельность характеризуется определенными компонентами микроструктуры и макроструктуры. А. Н.Леонтьев, исследуя дея­тельность с позиций ее макроструктуры, в качестве основных де­терминант деятельности рассматривает «мотив — цель — условие»; эти компоненты структурируют соответствующие уровни: отдель­ной деятельности, действия и операции. Многоуровневый анализ деятельности предполагает рассмотрение на первом этапе анали­за мотивационно-потребностной сферы личности, выявляющей причины, побуждающие человека к деятельности. Любая деятель­ность осуществляется ради чего-то, что позволяет человеку удов­летворить свои потребности. Второй уровень анализа предпола­гает изучение действия. Действие — это «процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т. е. процесс, подчиненный сознательной цели. Действие рассмат­ривается в двух аспектах — интенциональном (что должно быть достигнуто) и операциональном (как, каким способом это может быть достигнуто). В данном случае действие рассматривается не самой по себе целью, а объективно, с учетом конкретных условий, в которых оно протекает».

Указанные типы «единиц анализа деятельности» соответству­ют различным уровням (социально-психологическому, психоло­гическому и психофизиологическому) строения деятельности, и каждая из них представляет собой систему взаимосвязанных еди­ниц предыдущего уровня. В.П.Зинченко добавил в уровневую структуру деятельности микроуровень функциональных блоков (выделив стадии деятельности: программирования, реализации, контроля и коррекций). В.В.Давыдов в контексте анализа учеб­ной деятельности использовал набор компонентов «потребность — мотив — задача — способ действия»; при этом разные компонен­ты играют разную функциональную роль в уровнях деятельности, действиях и операциях. О. А. Конопкин построил общую модель саморегуляции деятельности, выделив в ней следующие компонен­ты: принятая субъектом цель деятельности — «субъективная мо­дель значимых условий деятельности», «программа собственно исполнительских действий», «система критериев успешности де­ятельности», «информация о реально достигнутых результатах», «решение о коррекции системы», «профессионально важные ка­чества».

При анализе деятельности принимают во внимание различные уровни анализа, структурные компоненты деятельности. Рассмат­ривая профессиональную деятельность в русле системного подхо­да, В. Д. Шадриков( 1979) выделил семь уровней возможно­го  анализа профессий:

генетический подход. Рассмотрение профессии в ее возник­новении и развитии; исследование становления функциональной системы деятельности в ходе профессионализации личности;

личностно-мотивационный анализ деятельности. Выявле­ние и изучение потребностей и мотивов личности, которые могут быть реализованы в данной профессии;

компонентно-целевой анализ. Исследование компонентного состава задач в деятельности; исследование действий как процес­сов; исследование результатов действий, нормативных образцов, рекордов и ошибок; информационный анализ. Согласно общей схеме Б.Ф.Ломова (1984), исследуются модальность и алфавит сигналов, несущих ин­формацию в труде; измеряется объем информации; исследуются особенности процессов восприятия и переработки информации;

структурно-функциональный анализ. Устанавливаются струк­тура деятельности, т.е. ее связи между компонентами; значимость и «вес» этих компонентов и связей; организация деятельности во времени, сложность компонентов-задач и трудность или легкость их усвоения; требования деятельности к способностям, качествам субъекта для успешного выполнения каждого ее компонента;

индивидуально-психологический анализ. Исследование инди­видуальных стилей деятельности, способностей и компетенции;

психофизиологический анализ. Исследование функциональных состояний, типичных для трудовой деятельности, активационных ресурсов работников в их динамике.

Выбор уровней исследования определяется поставленными за­дачами.

1.4. Теория функциональных систем П.К.Анохина

История психологии знает немало попыток объяснить поведе­ние человека. Одними из наиболее многочисленных были так на­зываемые рефлексологические теории — бихевиоризм (Уотсон, Скиннер, Торндайк и др.) и теория условного рефлекса, постули­руемая школой И. П. Павлова. Однако поведение человека и, в ча­стности, выполнение сознательной, целенаправленной деятельно­сти, не укладывается в схемы типа «стимул — реакция». Только рас­смотрение психики человека как системного явления открыло перед исследователями новые методологические возможности для изучения поведения и деятельности. Система такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодей­ствие и взаимоотношение приобретают характер взаимосо­действия компонентов, направленного на получение полезного результата. Впервые детально общую теорию систем разработал биолог Людвиг фон Берталанфи.

П. К.Анохин выдвинул идею опережающего отражения, кото­рая легла в основу разработки его теории функциональных сис­тем (далее — ТФС). Смысл ее состоит в том, что человек, что бы он ни делал, всегда «заглядывает» в будущее, хотя бы на мгнове­ние вперед. Есть идеально задаваемый результат предполагаемого действия, который формируется в виде психического образа «по­требного будущего» — плана-программы. Этот ожидаемый резуль­тат какого-либо поведенческого акта и стал рассматриваться как системообразующий фактор.

Многочисленные работы психофизиологов, нейрохирургов, нейрофизиологов позволили установить узловые механизмы ТФС:

1)     афферентный синтез, в котором участвуют механизмы до­минирующей мотивации. При учете текущей обстановки и про­шлого опыта создается образ текущей ситуации и готовится ре­шение о том, что нужно сделать для получения полезного резуль­тата;

2)  принятие решения. Представляет собой процесс перехода от сбора и анализа информации к формированию образа того, что должно получиться в результате поведенческого акта, формиро­ванию программы необходимых действий и операций. В этот мо­мент образуется акцептор результатов действия, т.е. идеальный образ будущего, с которым производится сличение промежуточ­ных и конечного результатов активности функциональной сис­темы;

3)     обратная афферентация. Обеспечивает функционирование системы за счет обратной связи; позволяет получать информацию о ходе реализации программы поведения системы, осуществлять сличение с тем образом, который был сформирован при приня­тии решения.

Физиологические процессы были объединены, интегрированы в системные процессы более высокого уровня — уровня психи­ческого отражения. Психическое выступает как системное каче­ство по отношению к физиологическому. Таким образом, ТФС, являясь одним из наиболее перспективных методологических принципов объяснения поведения человека, позволяет непроти­воречиво подойти к решению психофизиологической проблемы, осветив качественный переход с уровня физиологического отра­жения на уровень психологический.

Итак, психофизиология профессиональной деятельности — на­учно-практическая дисциплина, направленная на обеспечение функциональной надежности работника, всесторонний систем­ный анализ характеристик работающего человека и учет «психо­физиологической» составляющей с целью обеспечения эффектив­ности профессиональной деятельности и безопасности труда. Для этого необходимо решить ряд практических задач, связанных с организацией профессионального психофизиологического отбо­ра, диагностикой неблагоприятных психофизиологических состо­яний, прогнозированием на этой основе нарушений работоспо­собности, реализацией программ психофизиологической коррек­ции и реабилитации, анализом ошибочных действий и др. Изуче­ние вопросов психофизиологии профессиональной деятельности является важным элементом системы подготовки специалистов по управлению персоналом.

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. Что такое психофизиология?

2.     Как вопросы взаимодействия тела и души решались в историче­ском аспекте?

3.     Охарактеризуйте задачи психофизиологии профессиональной деятельности.

4.     Охарактеризуйте общепсихологическую теорию деятельности.

5.     Охарактеризуйте узловые механизмы теории функциональных си­стем.

Глава   2.

Методы психофизиологии профессиональной деятельности

Приступая к обзору методов психофизиологии профессиональ­ной деятельности, целесообразно дать общую характеристику ме­тодов собственно психофизиологии и остановиться на тех из них, которые применяются при анализе профессиональной деятельно­сти. Все многообразие методов психофизиологии можно объеди­нить в пять групп: наблюдение, тесты, электрофизиологические методы, моделирование и эксперимент (Хачатурьянц Л. С, Гримак Л. П. и др.). Часть из них применяется в психофизиологии профессиональной деятельности.

2.1. Методы психофизиологии

2.1.1. Методы наблюдения

Наблюдение является традиционным и старейшим в психоло­гии методом, который, на первый взгляд, трудно отнести исклю­чительно к какой-либо отрасли психологии. Однако есть все ос­нования выделить группу методов наблюдения, кото­рые можно считать исключительно психофизиологическими. Это те методы, где удается фиксировать не просто поведенческие акты, но те признаки, которые отражают особенности протекания фи­зиологических процессов при определенных психических состоя­ниях или ситуациях поведения. По легенде, Александр Македон­ский набирал солдат в свои фаланги, наблюдая за реакцией кан­дидата в ситуации испуга. Принимали в войско тех, кто при испу­ге краснел, что, как свидетельствовал опыт полководца, было при­знаком стойкости новобранца. Говоря языком науки, отбор по­зволял выделить симпатикотоников, т. е. лиц с преобладанием то­нуса симпатической нервной системы. Покраснение кожных по­кровов в ситуации нервно-эмоционального напряжения — один из признаков преобладания симпатического отдела вегетативной нервной системы над парасимпатическим. Аналогичные реакции можно наблюдать, например, у претендента на вакансию, прохо­дящего собеседование при приеме на работу. О других объектах для наблюдения психофизиолога речь пойдет далее.

2.1.2. Тесты

Среди огромного числа психологических тестов (испытаний), разработанных и применяющихся в настоящее время (А.Анастази, С.Урбина), основным средством, используемым в психофизи­ологии профессиональной деятельности, являются так называе­мые батареи (т.е. специальные наборы) коротких тестовых испы­таний, характеризующих психические процессы при решении со­ответствующих профессиональных задач. Основой для выделения этих психических процессов выступает профессиографический анализ деятельности, а тесты направлены на выявление и количе­ственную оценку произошедших под влиянием определенных при­чин (факторов, влияющих на состояние субъекта трудовой дея­тельности) сдвигов исследуемых психических процессов. Поэто­му в данном случае может быть использована практически любая из разработанных в экспериментальной психологии методик, оце­нивающая эффективность процессов восприятия, памяти, внима­ния, мышления и т.д. (корректурная проба Бурдона, таблицы Шульте, метод парных ассоциаций и многие другие).

В практическом использовании перечисленных выше методик имеются два серьезных недостатка. Первый состоит в том, что те­стовые нагрузки не всегда повторяют структуру основной деятель­ности работника, что может приводить к неудачам в тестирова­нии (например, ряд психофизиологических характеристик оста­вались неизменными у человека после непрерывной работы на конвейере в течение 56 часов). Другой принципиальный недо­статок состоит в том, что с их помощью можно оценивать лишь внешнюю результативность анализируемых функций, но весьма затруднительно сказать о причинах наблюдаемых явлений (А.Б.Леонова, 1984).

Одним из существенных условий успешности использования психометрических методик является надлежащее техническое обеспечение обследования. Возможностей традиционных бланко­вых методик (типа «карандаш — бумага») недостаточно для иссле­дования структуры изучаемых процессов. Поэтому автоматизация психодиагностических процедур с широким использованием воз­можностей ЭВМ является необходимым условием реализации дан­ного подхода. В практических целях (например, для проведения профессионального психологического отбора) разрабатываются специальные автоматизированные рабочие места.

Методики субъективной оценки. Перспективность примене­ния в диагностических целях субъективных методик объясняется многообразием проявлений симптоматики различных состояний человека, целесообразностью соотнесения этих изменений с по­казателями функционирования организма. При использовании этих методов необходимо помнить ряд обстоятельств, оказываю­щих влияние на субъективные переживания человека, которые фиксируются данной группой методов (А.Б.Леонова):

1)     установка субъекта и его навыки саморефлексии (т.е. спо­собность «взглянуть» на себя со стороны);

2)     степень осознаваемости симптомов и время их проявления;

3)     уровень мотивации и значимость деятельности;

4)     личностные особенности человека.

Разработка тестов этой группы шла по пути изучения симпто­матики исследуемых состояний и выделения основных методиче­ских направлений — методов опроса и шкалирования субъектив­ных переживаний. Итогом стала разработка двух типов тестов, из­меряющих субъективные переживания, — опросников и методов субъективного шкалирования.

Опросники. Эта группа методов направлена на выявление ка­чественно разнообразных переживаний состояния, которые мо­гут быть осознаны и охарактеризованы человеком. Выделенные признаки-симптомы входят в состав опросника в виде разверну­тых словесных формулировок. Характеристика состояния человека строится на основании общего числа отмеченных симптомов и анализе их качественного своеобразия. Выбор информативных симптомов и их группировка являются основными путями созда­ния более компактных и надежных опросников. При проведении такой работы нередко применяются средства многофакторного статистического анализа. В качестве примера можно привести опросник, предложенный С.Кашиваги (табл. 1).

Подобные опросники заполняет сам обследуемый, что неред­ко оказывается весьма затруднительным. Кроме того, отсутствуют адекватные приемы количественной оценки результатов тестиро­вания. Суммарная оценка является слишком приблизительным показателем состояния.

Методики субъективного шкалирования состояния. В рам­ках этого подхода испытуемого просят соотнести свои ощущения с рядом признаков, формулировка каждого из которых максималь­но сжата. Они представлены либо парой полярных признаков («бодрый» — «вялый», «устал» — «не устал»), либо отдельным ко­ротким утверждением («устал», «отдохнул»). Предполагается, что человек способен оценить степень выраженности каждого симп­тома, соотнеся интенсивность внутреннего переживания с задан­ной оценочной шкалой. В зависимости от формы представления

Таблица   1

Опросник для диагностики утомления С. Кашиваги

 

п/п

«Слабая активация»

«Слабая мотивация»

1

Не хочется ходить

Ошибки в работе

2

Срывающийся голос

Избегание взгляда

3

Не готов к работе

Затруднение в общении

4

Впалые щеки

Медлительность

5

Избегание разговоров

Сонливость

6

Мрачное лицо

Обеспокоенность другими делами

7

Безжизненные глаза

Бледное лицо

8

Раздражительность

Одеревеневшее лицо

9

Апатичное лицо

Дрожание пальцев

10

Вялость

Неспособность сконцентрировать внимание и слушать

симптома выделяют моно- или биполярные шкалы. По сути дела, эти методики являются модификациями метода семантического дифференциала Ч. Остуда. Серьезной технической проблемой выступает конструирование шкал, которые могут различаться по многим признакам — количеству градаций, быть градуированны­ми или графическими и др. К настоящему времени считается, что оптимальное количество градаций состояния должно находиться в пределах от 5 до 9.

На практике широко применяется так называемый тест оцен­ки самочувствия, активности, настроения (САН), предложенный В. А. Доскиным с соавторами. Он основан на принципе предвари­тельного выделения основных компонентов психического состо­яния. В оригинальной версии методики каждый компонент пред­ставлен десятью полярными признаками, степень выраженности которых устанавливается по семибалльной шкале. При этом оцен­ка состояния основывается на динамике соотношения показате­лей компонентов САН. Такой подход позволяет проводить более дифференцированную оценку состояния. Однако и для методов шкалирования характерны недостатки, указанные для опросни­ков (например, для шкал оценки тревожности Тейлора, Спилбергера-Ханина и других методик).

Таким образом, развитие методик субъективной оценки связа­но с созданием сложных многофакторных тестов, основанных на использовании теоретических положений психометрики и совре­менного математического аппарата.

 

2.1.3. Электрофизиологические методы

Электрофизиологические методы можно считать специфичны­ми для психофизиологии (кроме того, их широкое медицинское применение очевидно). В основе этих методов лежит то обстоя­тельство, что жизнедеятельность любой ткани есть электрохими­ческие по своей сути явления. Возбуждение клетки представляет собой изменение проницаемости клеточных мембран, формиро­вание встречных ионных потоков калия и натрия и, как следствие, возникновение потенциала действия. Последующая реполяризация клеточной мембраны сопровождается возникновением потен­циала покоя. Современные технические возможности позволяют использовать микроэлектродную регистрацию импульсной актив­ности нервных клеток у животных в свободном поведении. У че­ловека это можно сделать лишь в исключительных случаях в усло­виях оперативного вмешательства в структуры мозга. Именно по­этому далеко не все методы «классической» психофизиологии при­менимы в психофизиологии профессиональной деятельности.

Клеточные ансамбли, образующие отдельные органы (сердце, головной мозг, мышцы, желудок, глазные яблоки), являют собой с точки зрения физики диполь, т.е. образование, имеющее элект­рический заряд, отрицательный и положительный полюса. Рабо­та перечисленных органов есть перемещение этих диполей в про­странстве, которое можно регистрировать, измеряя разность по­тенциалов. Эта измеренная и зафиксированная разность потен­циалов и образует графическую картину электрической активно­сти мозга, сердца, мускулатуры и др. Анализ этих показателей, регистрируемых в процессе трудового процесса, позволяет раскры­вать механизмы функционирования человека, те психические функ­ции, которые участвуют в трудовом процессе.

Электроэнцефалограмма. В 1875 г. английский хирург Ричард Кэйтон впервые показал, что у животного можно зарегистриро­вать электрическую активность мозга. При помощи аппаратуры, которая по современным стандартам была чрезвычайно малочув­ствительной, Кэйтону удалось показать, что на поверхности сен­сорной коры кролика при воздействии света на глаза возникали характерные электрические изменения, а в отсутствие света мож­но было наблюдать регулярную фоновую электрическую актив­ность.

Позднее аналогичные наблюдения были сделаны относитель­но человека австрийским психиатром Хансом Бергером (1929). Во время хирургических операций на мозге Бергер смог зафиксиро­вать электрические потенциалы мозга. Кроме того, он установил, что электрические характеристики этих сигналов зависят от со­стояния испытуемого. Наиболее заметными были синхронные волны относительно большой амплитуды (около 50 микровольт) с характерной частотой около 10 циклов в секунду. Бергер назвал их «альфа-волнами» и противопоставил высокочастотным «бета-вол­нам», которые появляются, когда человек переходит в более ак­тивное состояние.

Бергер считал, что обнаружил физиологический показатель, аналогичный электрокардиограмме (ЭКГ): подобно тому, как ЭКГ может быть индикатором общего состояния сердечной мышцы, электроэнцефалограмма (ЭЭГ) представляет собой индикатор общей активности мозга. Дальнейшие исследователи показали, что ЭЭГ как отражение кода работы мозга значительно более сложное образование, чем другие электрофизиологические характеристи­ки. Для интерпретации наблюдаемых волн существенно не только место их возникновения, но и многие другие показатели: частота, амплитуда и т.д. Дальнейшее развитие метода было связано с ус­пехами электронной техники. Как было установлено многочис­ленными исследованиями, обычная ЭЭГ отражает суммарную ак­тивность сотен тысяч клеток мозга.

В большинстве случаев электрическая активность мозга реги­стрируется у поверхности головы. Только такое отведение называ­ется электроэнцефалографией (ЭЭГ), хотя этот термин часто упо­требляют для обозначения прямой регистрации с поверхности коры или даже записи с помощью подкорковых вживленных электродов. ЭЭГ является наиболее перспективным, но пока наименее расшиф­рованным источником данных для психофизиолога. Ключевыми показателями ЭЭГ, важными для анализа психического состояния человека, служат частота и амплитуда мозговых волн.

Выделяют следующие частоты ЭЭГ: альфа-, бета-, тета- и дель­та-ритмы. Альфа-ритм — относительно высокоамплитудные син­хронные волны с частотой около 10 Гц (8—13 Гц), появляющиеся главным образом в затылочных отведениях, когда человек бодр­ствует, но находится в расслабленном состоянии. Бета-волны, — низкоамплитудные асинхронные колебания более высокой час­тоты (более 13 Гц), сопровождающие состояние активного бодр­ствования (Линдсей, Ливанов и др.). Позднее к классификации Бергера (выделившего две частоты — альфа и бета) были добавле­ны еще две полосы частот — тета (4—8 Гц) и дельта (менее 4 Гц). Это разбиение на группы по частоте более или менее произволь­но — оно не соответствует каким-то физиологическим категори­ям. Их связь со степенью «психической активации» представляет­ся довольно слабой, так как есть много исключений. Например, у взрослых людей при эмоциональных переживаниях обнаружива­ются колебания тета-частоты. Кроме того, эта классификация не подходит одинаково для всех возрастов. Альфа-ритм появляется лишь в раннем подростковом возрасте. Индивидуальная картина ЭЭГ может быть весьма разнообразной. Для определения доми­нантной полосы частот используют анализ Фурье, который пред­ставляет собой специальный прием обработки данных ЭЭГ с вы­делением частотных параметров. Другая важная характеристика спонтанных ритмов мозга — это их амплитуда, т. е. величина элек­трических изменений. Амплитуда и частота колебаний связаны друг с другом. Амплитуда более высокочастотных бета-волн со­ставляет обычно только одну десятую амплитуды более медлен­ных альфа-волн у одного и того же человека. Для анализа характе­ристик ЭЭГ широко применяется вычислительная техника.

Еще один традиционный показатель ЭЭГ — это «блокада аль­фа-ритма», т.е. внезапное, очень резкое уменьшение амплитуды альфа-волн, которое обычно происходит при предъявлении раз­дражителей. Например, если на глаза испытуемого падает свет, в затылочных отделах мозга у него обычно происходит блокада аль­фа-ритма. При этом различным классам психических состояний ставится в соответствие специфическая тенденция изменения спектрального и амплитудного состава ЭЭГ. Появление бета-волн свидетельствует о нарастающей напряженности в работе человека.

В настоящее время применяются более сложные методы ана­лиза ЭЭГ — усреднение вызванных потенциалов (УВП) и отрица­тельное отклонение медленного потенциала (ООМП). Оба пока­зателя основаны на «усреднении» спонтанных ритмов. Главный принцип состоит в том, что при многократном повторении како­го-то раздражителя низкоамплитудные кратковременные измене­ния ЭЭГ в ответ на него можно выделить, устранив фоновую элек­трическую активность.

Электрические разряды мозга генерируют очень слабые маг­нитные поля. Коэн в Массачусетском технологическом институ­те впервые смог зарегистрировать эти поля на расстоянии 5 см от кожи в сильно экранированной комнате. Напряженность та­ких полей имеет величину порядка 10" гаусс, что составляет около 1/100 000 случайного магнитного фона в условиях города. Поэтому магнитоэнцефалография (в ее основе лежит открытие Джозефсо-на) требует в настоящее время очень сложного и дорогого оборудо­вания. Однако благодаря возможности безэлектродной регистра­ции активности мозга этот метод считается весьма перспективным. На основе этого открытия созданы СКВИДы — сверхпроводнико­вые квантомеханические интерференционные датчики. Они по­зволяют получать информацию об электрической активности моз­га без традиционных датчиков, используемых в обычной ЭЭГ.

Кожно-гальваническая реакция (КГР). Изменения электри­ческой активности кожи (ЭАК) регистрируются посредством по­лиграфа (специального аппарата, аналогичного электрокардиогра-фу). Одним из первых исследователей КГР был Карл Юнг, который рассматривал КГР как объективное физиологическое «окно» в бессознательные процессы. Он впервые предположил, что вели­чина электрической реакции кожи отражает, по-видимому, сте­пень эмоционального переживания. Чем сильнее переживания человека, связанные с каким-либо событием, тем выше амплиту­да колебаний разности потенциалов между участками кожи.

ЭАК связывают, главным образом, с активностью потоотде­ления, однако физиологическая основа ее до конца не изучена. У человека на теле имеется 2 — 3 млн потовых желез, причем на ладонях и подошвах их в несколько раз больше, чем на других участках тела. Обычно, например, на ладонях и подошвах бывает около 400 потовых желез на квадратный сантиметр поверхности, около 200 — на лбу и около 60 — на спине.

Главная функция желез — поддержание постоянной темпера­туры тела. Однако некоторые из них активны и при сильных эмо­циональных переживаниях и разных формах деятельности субъек­та. Такого рода железы сосредоточены на ладонях и подошвах и, в меньшей степени, на лбу и под мышками. ЭАК обычно и исполь­зуется как показатель такого «эмоционального» и «деятельност-ного» потооделения. В исследованиях ее обычно регистрируют с кончиков пальцев или с ладони биполярными неполяризующи-мися электродами.

Существуют два способа исследования электрической актив­ности кожи, которые были открыты еще в конце XIX в.: метод Фере, в котором используется внешний источник тока, и метод Тарханова, в котором внешний источник тока не применяется. В настоящее время считается, что существуют некоторые разли­чия в физиологической основе показателей, измеряемых этими ме­тодами. Многочисленные исследования этого вопроса позволили выдвинуть два главных положения: 1) активность потовых желез отражает определенные события, происходящие в головном моз­ге. Ключевым элементом для предсказания реакции потовых же­лез оказалась «психологическая значимость» события для челове­ка; 2) величина реакции потовых желез закономерным образом связана с интенсивностью осознаваемых переживаний.

В психофизиологии профессиональной деятельности КГР ис­пользуется для оценки эмоционального реагирования в ответ на профессиональную задачу, уровня сформированности трудового навыка и других задач. Кроме того, регистрация КГР лежит в ос­нове так называемой детекции лжи, т.е. определения степени ис­кренности при ответах на интересующие исследователя вопросы. Процедура детекции лжи построена на анализе сигналов КГР и других психофизиологических показателей, снимаемых с испытуе­мого во время обследования. В качестве вопросов (стимулов) могут использоваться текстовые, графические или звуковые образы. Электромиография (ЭМГ). Это регистрация суммарных ко­лебаний потенциалов, возникающих в области нервно-мышечной передачи и мышечных волокнах при поступлении к ним импуль­сов от мотонейронов спинного или продолговатого мозга. В на­стоящее время применяются различные варианты подкожных (игольчатых) и накожных (поверхностных) электродов. Последние в силу их атравматичности и легкости наложения имеют более широкое применение. Обычно пользуются биполярным отведе­нием, помещая один электрод на участке кожи над серединой («двигательной точкой») мышцы, а второй — на 1 — 2 см дисталь-нее. Во время покоя скелетная мускулатура всегда находится в со­стоянии легкого тонического напряжения, что проявляется на ЭМГ в виде низкоамплитудных (5 — 30 мкВ) колебаний частотой 100 Гц и более. Даже при локальном отведении электрической активнос­ти от расслабленной мышцы обычно наблюдаются колебания ча­стотой 6—10 Гц. При готовности к движению, мысленному его вы­полнению, при эмоциональном напряжении и других подобных случаях, т.е. в ситуациях, не сопровождающихся внешне наблю­даемыми движениями, тоническая ЭМГ возрастает как по ампли­туде, так и по частоте. Например, чтение «про себя» сопровожда­ется увеличением ЭМГ активности мышц нижней губы, причем, чем сложнее или бессмысленнее текст, тем более выражена ЭМГ. При мысленном письме у правшей усиливается мышечная актив­ность поверхностных сгибателей правой руки, что выявляется на ЭМГ. Амплитуда и частота ЭМГ прежде всего определяются коли­чеством возбужденных двигательных единиц, а также степенью синхронизации развивающихся в каждой из них колебаний потен­циала.

В психофизиологии профессиональной деятельности ЭМГ при­меняется при анализе сложного трудового действия, как правило, при так называемой полиэффекторной регистрации деятельно­сти (см. ниже).

Электроокулография. Это регистрация движений глаз, важ­ного показателя в психофизиологическом эксперименте. Окуло-графия может производиться посредством записи движений глаза на видеокамеру, тогда как электроокулография — на специальную аппаратуру типа полиграфа. Его использование позволяет регис­трировать амплитуду движения глаз (определяется в угловых гра­дусах) и время фиксации. Существует восемь основных видов дви­жений глаз. Три вида движения — тремор (мелкие, частые колеба­ния амплитудой 20 — 40 угловых секунд), дрейф (медленное, плав­ное перемещение глаз, прерываемое микроскачками) и микросак-кады (быстрые движения продолжительностью 10 — 20 мс и амп­литудой 2 — 50 угловых минут) — относят к микродвижениям. Из макродвижений наибольший интерес в психофизиологии представляют макросаккады и прослеживающие движения глаз. Мак-росаккады отражают обычно произвольные быстрые и точные сме­щения взора с одной точки на другую, например, при рассматри­вании картины, при зрительном контроле быстрых точных дви­жений руки и т.д. Их амплитуда варьирует в пределах от 40 до 60 угловых градусов. Прослеживающие движения глаз — плавные пе­ремещения глаз при отслеживании движущегося объекта в поле зрения. Прослеживающие движения глаз носят непроизвольный характер, их амплитуда ограничивается пределами моторного поля глаза (плюс-минус 60 угловых градусов по горизонтали и плюс-минус 40 угловых градусов по вертикали).

Наиболее распространенным методом регистрации движений глаз является электроокулография. По сравнению с другими оку-лографическими методами (фотооптический, фотоэлектрический и электромагнитный), электроокулография исключает контакт с глазным яблоком, может проводиться при любом освещении и тем самым не нарушает естественных условий зрительной активно­сти. В основе электроокулографии лежит дипольное свойство глаз­ного яблока — его роговица имеет положительный заряд относи­тельно сетчатки. Электрическая и оптическая оси глазного ябло­ка фактически совпадают, и поэтому электроокулограмма (ЭОГ) может служить показателем направления взора. При движении глаза угол его электрической оси отклоняется, что приводит к из­менению потенциалов, наводимых диполем глазного яблока на ок­ружающие ткани. Именно эти потенциалы регистрируются элек-троокулографическим методом.

В психофизиологии профессиональной деятельности окуло-графия применяется при анализе микроструктуры исполнительно­го действия. Есть данные о том, что момент принятия решения опе­ратором находит выражение в определенной глазодвигательной ак­тивности. Методы анализа проблемностей и таксономии межсак-кадических интервалов (МСИ) движений глаз (разработаны Ю.Я.Голиковым и А.Н.Костиным), регистрируемых с помощью ЭОГ, позволяют раскрывать содержание и оценивать психические процессы разного качества деятельности операторов (см. главу 4).

2.1.4. Моделирование и эксперимент в психофизиологии

Эта группа методов основана на установленных закономерно­стях протекания психических процессов, формирования состоя­ний, проявлений свойств индивидуальности в процессе деятель­ности. Найденные закономерности устанавливают зависимость показателей функционирования психики от различных переменных. Показателями функционирования психики выступают, на­пример, время или вероятность правильного решения задачи, объем памяти (выраженный в количестве зафиксированных сти­мулов) и др. В частности известны законы Хика-Хаймена (зависи­мость времени поиска стимула в памяти от длины алфавита сти­мулов), Миллера (объем памяти), Эббингауза (зависимость объе­ма сохраненного материала от времени, прошедшего с момента запоминания). Установлены основные усредненные характерис­тики времени реакции на простой и сложный зрительные стиму­лы (так называемые простая и сложная зрительно-моторная реак­ции), флюктуации внимания и другие закономерности. Наличие установленных параметров времени и вероятности выполнения основных этапов деятельности позволяет выделять операционные блоки с известными характеристиками и описывать с помощью моделей эту деятельность в целом.

В настоящее время в связи с развитием микропроцессорной техники широко реализуется возможность создания моделей деятельности специалистов, прежде всего операторского профи­ля. В процессе выполнения моделируемой деятельности возмож­но осуществление широкого спектра психофизиологических ис­следований с использованием полиэффекторных методов регист­рации параметров функционирования различных систем организ­ма. (Более подробно об этом будет сказано в главе 4.)

2.2. Особенности применения методов

психофизиологии профессиональной

деятельности

Специфика применения методов психофизиологии при изуче­нии профессиональной деятельности состоит в том, что исследо­ватель нацелен на решение приоритетной задачи оценки тех из­менений в организме человека, которые обусловлены его работой. Учитывая это обстоятельство, как правило, используют два ос­новных   методических   приема.

Первый прием: применение набора психофизиологиче­ских тестов до рабочей нагрузки и после ее окончания. Такой прием, предполагающий оценку состояния до и после трудовой нагрузки, необходим в силу чрезвычайно высокой вариабельно­сти отдельных показателей состояния у разных людей. Абсолют­ные значения многих психофизиологических показателей, взятые сами по себе, имеют низкую диагностическую значимость. Неко­торые из них достигают 800 % вариабельности (для концентрации некоторых аминокислот в крови) и даже 5 000 % (для уровня ряда ферментов в крови) (Р. М. Баевский, 1979). То есть одни и те же по казатели разных людей будут отражать нормальное функциониро­вание организма человека и при этом различаться от 8 до 50 раз. Существует незначительное число показателей, которые относи­тельно постоянны у подавляющего большинства здоровых людей (показатели артериального давления, значение рН (кислотно-ще­лочного баланса) крови, артерио-венозная разница по содержа­нию кислорода и др.). Это свидетельствует о высокой индивиду­альной специфичности психофизиологических параметров, ко­торые, взятые сами по себе, «в чистом виде», ни о чем не говорят. И только сопоставление данных одного человека до и после тру­довой нагрузки может дать основание для научного анализа. Этот подход позволяет утверждать, что изучаемая рабочая нагрузка вы­зывает комплекс определенных изменений психофизиологиче­ского функционирования работника. В рамках данного методи­ческого направления можно применять достаточно широкий ар­сенал методик.

Второй прием: оценка психофизиологических парамет­ров в процессе выполнения самой деятельности {или ее модели­рования). Психофизиологические параметры в данном случае ре­гистрируются непосредственно у работающего человека. К этой группе методов предъявляется ряд требований: невмешательство в процесс профессиональной деятельности и небольшой (изме­ряемый минутами) латентный период фиксации изменения пока­зателя в ответ на тестовую (рабочую) нагрузку. В рамках этого на­правления, как правило, используются запись показателей кар-диоинтервалометрии на магнитный накопитель в процессе трудо­вой деятельности, регистрация характеристик речевого сигнала (радиообмен между операторами, например, транспортного сред­ства и диспетчерскими службами), видеосъемка работника на ка­меру (в данном случае применяются специальные камеры, имею­щие высокое разрешение), стабилографические исследования (ре­гистрация изменения позы в процессе профессиональной деятель­ности). Эти методы регистрации можно использовать непосред­ственно в рабочей обстановке.

Значительно более широкий набор методов регистрации может применяться в условиях моделирования деятельности. Современ­ные комплексы полунатурного моделирования позволяют воспро­изводить существенные для исследователя стороны деятельности: информационную модель, информационно-управляющее поле, алгоритмы и условия деятельности и многое другое. При полуна­турном моделировании возможностей для регистрации психо­физиологических параметров предоставляется значительно боль­ше — к испытуемому можно, например, прикрепить электроды для снятия показателей электрической активности мозга, электрокар­диограммы и др.

Все методы, которые применяются в психофизиологии профес­сиональной деятельности, условно можно разделить на три боль­шие группы:

1)    методы оценки функционирования анализаторных систем;

2)    методы оценки исполнительных механизмов деятельности;

3)    методы комплексной оценки психофизиологического состо­яния работника.

2.2.1. Методы оценки функционирования анализаторных систем

На зрительный анализатор приходится поступление около 90 % информации из окружающего мира. Оценка его функциони­рования в процессе выполнения деятельности может дать значи­тельный объем информации о структуре работы. Поэтому оценке состояния и особенностей функционирования зрительного ана­лизатора в психофизиологических исследованиях придается осо­бое значение. Можно выделить следующие методы изучения зри­тельного анализатора: тесты определения абсолютных и диффе­ренциальных порогов чувствительности (прежде всего, измерение критической частоты слияния мельканий — КЧСМ), пупиллометрия, оценка мигания, регистрация движения глаз посредством кинокамеры, электроокулография.

Пупиллометрия (от лат.pupilla зрачок) — измерение диаметра зрачка. Зрачок, являясь своего рода диафрагмой глаза, регулирует световой поток, падающий на сетчатку. При ярком освещении он сужается, при снижении интенсивности освещения — расширя­ется. Кроме того, он реагирует на ряд других воздействий (в том числе на поступление в организм психоактивных веществ), отра­жая, прежде всего, эмоциональное состояние человека. Диаметр зрачка обычно измеряют путем простого фотографирования гла­за. Существуют также различные устройства, преобразующие ве­личину зрачка в постоянно варьирующий уровень потенциала для записи на полиграфе.

Одним из первых на зависимость диаметра зрачка от эмоцио­нального состояния обратил внимание Э. Хесс из Чикагского уни­верситета, который ввел понятие «пупиллометрия». Исследования привели его к выводу, что положительные эмоции сопровождают­ся расширением зрачка, а отрицательные — его сужением. Мно­гие виды раздражителей вызывают расширение зрачков, степень их расширения зависит от интенсивности переживания. Расши­рение зрачков было отмечено даже при умственном усилии (на­пример, умножении двузначных чисел). Однако весьма существен­ные ограничения применения метода связаны с невозможностью стандартизации точки фиксации и освещенности зрачка. Это яв­ляется значимым препятствием широкого внедрения метода в ис­следовательскую практику.

Диагностическая значимость мигания для психофизиологии изучена сравнительно мало, что обусловлено, главным образом, отсутствием стандартной методики регистрации. Многие иссле­дователи используют разные варианты метода простого наблю­дения. Существует несколько типов мигания. Первый тип — про­извольное смыкание век на короткое время, необходимое для увлажнения глазного яблока. Второй — рефлекторное мигание (так называемый корнеальный рефлекс) — может вызываться многи­ми раздражителями, начиная от пылинки, попавшей в глаз, и за­канчивая внезапным громким звуком, и является врожденным. Ми­гание третьего типа — периодическое — представляет наибольший интерес для психофизиологии профессиональной деятельности.

Время мигания (смыкания век) составляет примерно 0,35 с. Частота периодических миганий у разных людей может меняться в широких пределах, но у каждого отдельного человека она при постоянных условиях достаточно стабильна. При средней частоте мигания 7,5 раз в 1 мин у разных людей она варьирует в пределах от 1 до 46 в 1 мин. Индивидуальные различия в частоте миганий — потенциальный источник данных для психофизиологии, так как у человека этот показатель зависит от состояния психики, а имен­но от «уровня психического напряжения»: крайняя скука и силь­ные эмоции снижают частоту мигания, тогда как при оптималь­ном уровне напряжения эта величина умеренно возрастает.

Движениями глаз управляют три пары черепно-мозговых нервов (из 12), что уже говорит о сложнейшей организации этого процесса. Зрительное восприятие обеспечивается непрерывной мышечной подстройкой глаз. Процесс разглядывания постоянно сопровождается «перескакиванием» взора от одной детали объек­та к другой. Незначительные движения глаз обеспечивают непре­рывное смещение изображений, что необходимо для стабильного восприятия неподвижных предметов. Экспериментально эти за­ключения были подтверждены с помощью интересных методиче­ских приемов, один из которых предложил наш соотечественник А.Л.Ярбус. Он сконструировал специальное приспособление (присоску, названную его именем), которое позволяло регистри­ровать направление взора, записывая свет маленькой встроенной лампочки на чувствительную ленту. Использование этого методи­ческого приема позволило существенно продвинуться в деле изу­чения механизмов зрительного восприятия.

Все рассмотренные выше типы движений глаз относятся к со­дружественным, т. е. оба глаза движутся в одном направлении и одновременно. Существуют еще конвергентные и дивергентные движения глаз, при которых оптические оси глаз устанавливают­ся под нужным углом друг к другу для фиксации предметов, нахо­дящихся на разных расстояниях. Это один из механизмов оценки расстояния до предмета.

В настоящее время в экспериментальных исследованиях, про­водимых в области психофизиологии профессиональной деятель­ности, используется современная аппаратура, позволяющая реги­стрировать направление взора в процессе деятельности человека с точностью до нескольких градусов. Важные результаты были получены при изучении траектории перемещения взгляда при информационной подготовке принятия решения оператором, в частности, летчиком (Г. В.Анисимов, В. В.Лапа, А. М.Сафонов).

Для других анализаторных систем человека также разработано значительное число диагностических методов, используемых при изучении профессиональной деятельности.

2.2.2. Методы оценки исполнительных механизмов

деятельности

Исполнительная деятельность любого работника реализуется в механических актах (манипуляции с органами управления, ра­бота на клавиатуре) либо речевых командах. Это обстоятельство позволяет выделить в качестве предмета анализа исполнительной деятельности речь и движение человека.

Анализ речи. Речь, являясь сложнейшей психической функ­цией, может претерпевать существенные изменения в процессе выполнения профессиональной деятельности под влиянием фак­торов этой деятельности. Анализ таких изменений может дать весь­ма полезную информацию о субъекте деятельности. Использова­ние параметров речи в качестве психодиагностической процедуры в психофизиологии профессиональной деятельности обусловлено, по крайней мере, двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что речь (вернее, радиообмен между участниками производственного про­цесса, например, между штурманом и пилотом самолета, диспетче­ром и машинистом) регистрируется на различных устройствах (маг­нитные ленты, цифровые накопители) в рамках организации обыч­ного технологического процесса. Это дает возможность в случае развития чрезвычайных ситуаций, совершения аварий и катастроф или в рамках штатного контроля воссоздать полную картину слу­чившегося с установлением той роли, которую играл в данной си­туации работник, его состояния. Во-вторых, при регистрации речи не создается помех работнику, а это, как было сказано ранее, одно из главнейших требований к методикам психофизиологических исследований профессиональной деятельности. Речь — сложнейшее психическое явление. В порождении речи участвуют многочисленные нервные образования: лобные доли (планирование высказывания), премоторные и моторные зоны коры головного мозга (артикуляция), сенсорные отделы теменной области (контроль правильности речепорождения), височные доли (слух). Уместно напомнить, что первые опыты создания тестов интеллекта, которые предпринял еще в начале XIX в. француз­ский психиатр Эскироль, показали, что наиболее верным инди­катором интеллектуального развития человека являются именно его вербальные способности, проявляющиеся в речи (А.Анастази, С.Урбина,). Речь (радиообмен) работников операторского про­филя, как правило, строго формализована и задана рамками соот­ветствующих регламентов переговоров.

При анализе речи используются следующие показатели и критерии (В.В.Козлов, 2002).

1.  Физиолого-акустические показатели:

-   латентное время речевого ответа (время от получения сооб­щения до выдачи ответа);

-   время начала артикуляции (время от момента включения ка­нала связи до начала речи);

-   темп речи (скорость произнесения слов);

-   показатель паузации (длительность и частота встречаемости пауз при передаче сообщения);

-   интенсивность (громкость произносимых фраз, слов);

-   частота основного тона речевого сигнала (базовая характери­стика голосового сигнала).

2.  Психолингвистические показатели:

-  адекватность сообщения по содержанию и логике изложения
(логико-семантическая характеристика);

-  грамматическая правильность произнесения слов;
-
стилистическая и пунктуативная правильность произнесения

фразы;

-  просодические характеристики речи (интонация; мелодика).

Несоответствие сообщения по своему содержанию развиваю­щейся ситуации или запросу, изложение его с нарушением логи­ческой последовательности передаваемой информации, появле­ние немотивированных, нейтральных сообщений свидетельству­ют, как правило, о развитии нарушений психических процессов и работоспособности в целом. Отсутствие квитанций (подтвержде­ний полученной информации), долгое молчание без ответа на зап­росы, «холостые» нажатия включения канала связи (переговорно­го устройства) — признаки нарушений работоспособности или вы­сокого нервно-эмоционального напряжения, обусловленного те­кущей деятельностью. Имели место случаи, когда оператор систе­мы управления полетами передавал в эфир команду, от волнения забыв включить канал связи (нажать так называемую тангету). О высоком уровне нервно-эмоционального напряжения го­ворят также изменения просодических характеристик речи. Изу­чение и систематизация происходящих нарушений в конкретной профессиональной сфере позволяют накопить данные для глубо­кого анализа психофизиологического состояния работника по ха­рактеристикам его речи.

Анализ двигательных операций. Об одном методе (электро­миографии) анализа движений было рассказано ранее. Однако ар­сенал приемов и методов анализа исполнительского действия до­вольно широк. В частности, в интересах психофизиологических исследований используются кинорегистрация движений работа­ющего человека, микроструктурный анализ исполнительной дея­тельности, анализ кинематических характеристик движений рук в процессе работы. В настоящее время существуют различные виды устройств, позволяющих осуществлять регистрацию и анализ ки­нематических характеристик движений человека в процессе реаль­ной деятельности. Наиболее распространенными являются маг­нитные и оптические системы регистрации движений («motion tracking system»).

Оптический метод регистрации движений состоит в том, что при помощи нескольких видеокамер осуществляется съемка ди­намики маркеров-отражателей, закрепленных на запястьях и дру­гих участках тела человека. Специализированное программное обеспечение вычисляет координаты каждого маркера в простран­стве в каждый момент времени, соотнося данные с каждой каме­ры, на основе чего производится анализ основных кинематиче­ских характеристик двигательных реакций человека-оператора в трехмерном пространстве.

Рис. 1. Образец устройства для оценки движений руки работника


При магнитном методе регистрации движений роль маркеров-отражателей играют магниты. Вычисляются положение и ориен-



 


тация маркеров с помощью магнитных полей трех ортогональных катушек на передатчике и на каждом приемнике.

С целью оценки пространственно-временных характеристик движений рук обучаемого в процессе выполнения тренажерных заданий может быть использована относительно простая систе­ма, включающая датчик, закрепляемый на запястье обучаемого (рис. 1), приемник, отслеживающий его перемещение в трехмер­ном пространстве, и специальное программное обеспечение, про­изводящее все необходимые вычисления. Далее осуществляется анализ амплитудных и частотных параметров движений рук ра­ботника в процессе профессиональной деятельности.

В настоящее время в психофизиологии труда стали применять метод оценки позно-тонических реакций работающего человека (например, путем записи стабилограммы — количества, направ­лений и амплитуды отклонений тела работника в процессе дея­тельности, размещенного на стабилоплатформе). Анализ управ­ляющих движений операторов производят по записям средств объективного контроля, применяемым в ряде высокотехнологич­ных отраслей промышленности и на транспорте. На рис. 2 пред­ставлена так называемая тестерограмма, т.е. расшифровка и за­пись параметров полета вертолета со специального устройства. Кривые 2 и 3 отражают перемещения ручки управления.

2.2.3. Методы комплексной оценки психофизиологического состояния работника

Методы изучения психофизиологических состояний (ПС) име­ют давнюю историю, которая начиналась с исследований, глав­ным образом, психиатров, направленных на выяснение особен­ностей текущего состояния человека. К числу первых методов оп­ределения неблагоприятных состояний в трудовой деятельности (стресса, напряженности) относится вариант ассоциативного эк­сперимента, предложенный немецким психиатром Э. Крепелином. Он установил, что свободные ассоциации (первое пришедшее на ум слово) в ответ на специально подобранные тестовые слова у таких людей существенно отличаются от нормы. Первое массовое использование тестов выявления особых неблагоприятных состо­яний относится к периоду Первой мировой войны, в ходе которой солдаты американской армии заполняли опросник Вудвортса. Опросник содержал перечень вопросов, направленных на выяв­ление признаков военного невроза.

По своей сути эти методы оценивают запас функциональных резервов работника (так называемые адаптационные возможно­сти), которые постоянно расходуются на поддержание равновесия между организмом и средой в процессе осуществления профессио­нальной деятельности. Адаптационные возможности представля­ют собой одно из фундаментальных свойств организма. В каждый момент времени существует некоторый положительный или отри­цательный баланс функциональных резервов по отношению к не­которому среднему уровню. Оценка адаптационных возможнос­тей организма работника осуществляется путем определения со­отношения между нагрузками, которым подвергается работник в процессе трудовой деятельности, и диапазоном компенсаторных реакций на них со стороны различных систем и организма в це­лом. Нарушение этих соотношений приводит к дезадаптационным явлениям — состояниям утомления и переутомления, ошибкам и бракам в работе.

К числу наиболее информативных показателей динамики со­стояния обычно относят различные параметры сердечно-сосуди­стой (в частности, анализ вариабельности сердечного ритма), ды­хательной систем (частота дыхания, пробы Штанге (время задер­жки дыхания на вдохе), Генча (время задержки дыхания на выдо­хе)), другие показатели: тремометрия (оценка степени дрожания); простая и сложная зрительно-моторные реакции; стабилографи-ческая проба.

Другая группа методов изучения состояний работника основана на регистрации КГР, используемой как один из наиболее четких критериев уровня активации. К перспективным направлениям ис­следований относят оценку суточных и нагрузочных колебаний гор­мональных сдвигов. В качестве типичных коррелятов повышенной напряженности и стресса обычно указывают на увеличение содер­жания в крови и моче работающего человека 17-оксикортикостеро-идов, «гормонов стресса» — адреналина и норадреналина. Широ­кое применение находят так называемые нагрузочные пробы, на­правленные на выявление резервных возможностей организма.

При очевидных достоинствах методы регистрации физиологи­ческих показателей имеют и серьезные ограничения. Например, такой широко используемый показатель, как ЭЭГ, характеризу­ется высокой вариабельностью у одного и того же лица в стан­дартных условиях измерения, с одной стороны, и одинаковыми тенденциями изменения при развитии различных состояний — с другой. В связи с этим одной из центральных задач такого рода из­мерений становится решение проблемы индивидуальных различий, что применительно к конкретной ситуации тестирования приоб­ретает характер создания «физиологического профиля личности».

Таким образом, в распоряжении психофизиологии профессио­нальной деятельности имеется специальный инструментарий (на­блюдение, тесты, электрофизиологические методы, моделирова­ние и эксперимент), который позволяет оценивать работу анали заторных систем человека в процессе труда, исполнительных ме­ханизмов деятельности, осуществлять комплексную оценку пси­хофизиологического состояния работника.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какие классы психофизиологических методов используются в ис­следовании по

психофизиологии труда?

2.     Какие электрофизиологические методы вы знаете?

3.     Укажите, какие характеристики речи используются в исследовани­ях по психофизиологии

 профессиональной деятельности?

4.  Какие методы используются для оценки движений работника?

5.  Какие группы методов используются для оценки психофизиологи­ческого состояния работника?

 

Используются технологии uCoz